Корзина

Якоря для лодок и катеров

Формы, типы, вес — как выбрать подходящий якорь

Желание сэкономить заставляет привязывать к якорным фалам куски рельсов, связки кирпичей, коленвалы и т.п. Эти приспособления кое-как завышенным весом фиксируют лодку, вязнут в иле, ползут по камням. Меж тем давно изобретены и произведены эффективные конструкции якорей, в том числе и для маломерных судов.

Ищем идеал

Камни, ракушечник, плотный песок, ил, водоросли... Часто якорь отлично держит катер на одном типе дна и почти бесполезен на другом. Поэтому многие имеют на борту пару моделей: для разных грунтов или постановки яхты на два якоря. Ключевая задача любого якоря — надёжно удерживать судно на месте, невзирая на течения, приливы, ветер и волну. Держащая сила зависит не только от веса, но и от формы.

Главное требование — максимальная держащая сила при минимуме веса. Есть простые формулы расчёта: примерная масса якоря равна 1% массы судна (+1 кг) или 1% длины катера (лодки) в метрах. Пример: для лодки ПВХ длиной 3,2-3,5 м подойдет якорь весом в 3,2-3,5 кг.


Формы и типы

Складной якорь-кошка как становой популярен для маломерных судов. На больших катерах годен лишь как вспомогательный. Владельцы надувных лодок ценят его за универсальность, компактность, безопасность. Может применяться как трал. Легко складывающаяся четырехлапая конструкция практична при транспортировке и помогает при зацепах: якорь выдергивается за тренд. Не очень подходит для дна из скальника.

Холла/Дэнфорта. Обе модели имеют подвижное веретено и зарывающиеся лапы. Для надежного срабатывания отдаются с ходу. Лучше всего показывают себя на плотных песчаных грунтах, не подходят для галечников. Чаще используются на лодках с жестким корпусом. Как якорь малого веса якорь Холла уверенно вытесняется тяжелой угловатой моделью Дэнфорта, популярной у яхтсменов и не подходящей для малых плавсредств.

Плуги. Бесшарнирные модели Брюса/Дельта с широкой плоской лапой отлично работают на мягких грунтах, нормально – на мелких камнях. На покрытом водорослями дне малополезны. Быстро восстанавливают сцепление, когда вращением судна вырывает якорь; при увеличении ветра удерживающая сила растёт. Благодаря особой форме лапы зарываются в грунт, даже если падают на дно боком.

Вариант с шарнирным креплением лапы к веретену — CQR, secure (англ. безопасный). Погрузившись, плуг пропахивает дно и крепко удерживает судно. Отличная держащая сила на песке, иле; может вкопаться в не очень глубокий слой придонной травы. На сложных каменистых поверхностях не блистает: ползёт, ложится на бок, идёт в галоп.

Адмиралтейский надежен на любых грунтах, но уступает якорям, цепляющимся за дно двумя лапами, тяжёл и довольно громоздок, хотя проблему размера частично решают складные модификации. Не работает с автоматическими лебёдками: не входит в роульс. Постепенно уходит в прошлое.

Грибовидные якоря уважаемы рыбаками с ПВХ-лодками за миниатюрность и безопасность для надувных бортов. Некоторые имеют полимерное защитное покрытие, работают с автоматическими лебёдками. Отличная удерживающая сила на грунтах из песка, глины, ила, при недостатке веса на течении «ползут». Речной якорь отличают прорези, позволяющие подгребать больше песка, камней и ила. Действует немного лучше, чем «гриб».

Плавучий/дрейфовый, парашют. Полезен для снижения скорости дрейфа или удерживания судна носом навстречу к ветру. Устраняет риск опрокидывания при швартовке у подветренного берега. Прост в эксплуатации, скорость дрейфа регулируется уменьшением отверстия купола. В сложенном виде парашют компактен и почти невесом. Не требует значительного запаса фала вне зависимости от глубины водоёма.

Эволюция якорей продолжается: появились складывающийся Мантус, остролапый Vulcan с утяжелённым трендом, плуг нового поколения BÜGEL, Ультра (якорь типа Дельта) и другие современные модификации. Инженерная мысль ищет всё более совершенные конструкции для разных потребностей.

Защита от потерь

Якорь схож с рыболовным крючком умением цеплять не всегда нужное. Коряги, валуны, затопленные брёвна, чужие якорные цепи, кабель и т.п. легко лишают якоря.

Закрепить якорь можно разными способами. Большинство сводится к фиксации в двух точках, чтобы иметь возможность потянуть за вторую петлю в случае зацепа. Варианты: якорный отцеп; буёк с томбуем, привязанным к тренду. Либо якорь «непотеряйка», действующий по принципу скользящей скобы.