Со звуком по волнам. Подобрать морскую акустику для катера и не разочароваться
Искушённый аудиофил ждёт от системы идеального звука. И автомобили превращают в концертные залы на колёсах, и для плавсредств ищут соответствующие технические решения. На форумах водномоторников не редкость призывы о помощи: «Какие динамики хорошо заиграют в катере?». Однозначного ответа не существует. Давайте разбираться, почему.
Варианты, которые вы наверняка встречали
1. ПЕРЕНОСНАЯ МАГНИТОЛА ТИПА «БУМБОКС»
Реально спасает в ситуациях, когда экипаж высадился на берег, оставив «крутой музон» на борту судна в сотне метров от стоянки. Саундтрек нужен рядом с лагерем и костром, а не где-то там колыхать морские волны и сажать аккумулятор.
2. АВТОЗВУК
В принципе в закрытых каютах работают и системы car audio. Но бумажные диффузоры автоколонок при повышенной влажности долго не прослужат. Морская соль, брызги и солнце — эта агрессивная курортная «команда» эффективно выведет из строя сухопутную электронику.
3. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МОРСКАЯ АУДИОСИСТЕМА В ВОДОСТОЙКОМ ИСПОЛНЕНИИ
Сконструирована так, чтобы длительное время выдерживать воздействие негативных факторов (солнечное излучение, воздействие влаги, соли, тряску). Выбранные материалы защищают уязвимые элементы динамиков, усилителей, головного устройства.
Кроме влагозащиты, морской медиаресивер обладает запредельно яркой и читаемой индикацией. Иначе издали на солнце ничего не разобрать!
Введение в тему. Об истинной мощности и как её подсчитать
Любая аудиосистема включает в себя три составных части:
- Головное устройство (источник сигнала)
- Усилительный тракт
- Акустический преобразователь
Главная задача: разработать структуру тракта и так подобрать компоненты, чтобы обеспечить достойное качество. Ориентирами выступают два ключевых критерия. Звуковое давление (обычно в приоритете, измеряется в децибелах) и детальность.
С точки зрения аудиофила качественность не в том, насколько оглушительны колонки и как яростно дрожат стёкла, а в качественной передаче мелких нюансов звучания на малой громкости. Это и есть детальность. И самая большая сложность — воспроизведение средних частот. Именно их человек слышит лучше всего.
Посторонние шумы — «звуковой мусор». Они маскируют полезный звук и этим мешают воспринимать его. Сразу хочется «сделать погромче», но в результате становится ещё менее комфортно.
Итак, от качественно подобранного аудиокомплекта требуется минимум искажений. Какие проблемы встречаются на пути к этой цели? Невозможность подогнать рабочий объём под компоненты.
При выборе техники потребитель привычно ориентируется на мощность. И это вносит массу неразберихи. В акустических системах этот показатель действительно взаимосвязан с уровнем громкости, но по мощности нельзя судить об итоговом звуковом давлении.
Количество ватт означает не уровень возможной громкости, а мощность сигнала на динамике. Максимальное звуковое давление лишь косвенно вычисляется из данных о мощности и чувствительности. Чувствительность — этот параметр колонок говорит о том, насколько громко (в дБ) динамик будет звучать на расстоянии в 1 метр, если подать 1 Вт мощности.
Вывод отсюда таков: мощность — это далеко не всё.
Музыка на катере/в лодке: модели работы аудиосистемы
Поведение звука будет предсказуемым лишь в том случае, если не только компоненты подобраны верно, но и инсталляция выполнена грамотно. И в зависимости от задач (целей) выбираются различные схемы и настройка звука. По большому счёту существует два типа устройств: внешние (палубные) и внутренние. От палубной требуется максимум звука без сильных искажений, вторая должна работать на качество, детальность звука в ограниченном пространстве.
«ДЛЯ ПРИРОДЫ»: КАТЕР ПРИШВАРТОВАН В МАКСИМАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ К ПЛЯЖУ (СТОЯНКЕ)
Акустическое оформление free air (фри эйр). Аппаратура работает на открытом звуковом пространстве. Настраивается по принципу звукового прожектора: узконаправленный луч направляется в конкретное место на изрядном расстоянии. Для качественного звука в такой схеме важно устремить ось динамиков в нужную точку и выбрать колонки с максимальной чувствительностью. Этот показатель, по сути, указывает на КПД аппаратуры.
«Фришный» сабвуфер — обязательный компонент хорошей системы. Без него полноценного звука не выйдет — динамики не справятся с «ямой» в диапазоне до 100 Гц. А приличный саб с усилителем достаточно быстро посадят батарею. Необходим запасной аккумулятор.
«С МУЗЫКОЙ НА ХОДУ»
При «озвучивании» самого катера на воде пространство остаётся открытым, но площадка ограничена. Слушатели не слишком удалены от источника звука. Но тут помехой обилие сторонних шумов: рёв мотора, плеск воды, свист ветра (который ещё и физически относит звук в сторону).
Естественное в такой ситуации стремление прибавить громкости (=дать давления) приведёт к тому, что задрожит и задребезжит всё вокруг. Без шумовиброизоляции не обойтись. На воде каждый лишний грамм ни к чему, а хорошая «шумка» легко добавит судну сотню-другую кило. Не каждому мотору это понравится. Либо смириться с отсутствием обертонов и гармоник. Мощно бумкает, и ладно.
Можно бросить в открытом море якорь, заглушить мотор и наслаждаться григорианскими хоралами или французским рэпом. Главное, следить за питанием, чтобы не высадить незаметно для себя аккумулятор.
Ещё один минус инсталляции в лодку: для приличного звука потребуется объём — минус место под сиденьем.
В ЗАКРЫТОЙ КАЮТЕ
Это оптимальный вариант закрытого пространства, но придётся напомнить про дребезг и реверберацию. Гарантированный источник аудионегатива — резонирующие объекты. На борту таковых обнаружится порядочно. Снова шумоизол и увеличение веса катера.
Вы готовы ставить морскую аудиосистему. Что придётся учитывать
1. ПРИДЁТСЯ ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ
За особые материалы и технологии, что делают устройство стойким к ультрафиолету, соли, коррозии. За грамотную инсталляцию и шумовиброизоляцию, а также дополнительный источник питания.
2. ИНСТАЛЛЯЦИОННЫЕ РАЗМЕРЫ И ДИЗАЙН: ВАРИАНТОВ ДОСТАТОЧНО
Морская аудиотехника, как и car audio, исполнена в стандартных габаритах: 1, 1,5 и 2 DIN, плюс промежуточный типоразмер: 1,8.
В отличие от автомобильных систем, дизайн морского базирования немного разнообразнее: производители предлагают круглые и квадратные модели для установки на любую панель.
Плюс цветовые решения — белые, серебристые, реже чёрные с белым.
3. ТИПЫ: КОМПОНЕНТНАЯ ИЛИ КОАКСИАЛЬНАЯ
Для большого судна, как правило, выбирают компонентную акустику. Это более серьёзный и дорогостоящий вариант. Обычно устанавливается перед водителем и обеспечивает максимально насыщенный звук.
Коаксиальная система подойдёт для небольшого катера. Этот тип морской акустики значительно популярнее, т.к. её проще инсталлировать, и она ниже по цене. Для обеспечения громкой музыкой вейкбордиста выбирают рамповые модели (отличаются собственным корпусом и системой креплений для монтажа на рампе и рейлингах). У них высокая мощность, дополнительное усиление, часто подсветка RGB.
4. ПРОИЗВОДИТЕЛИ АКУСТИКИ КАТЕГОРИИ MARINE
Логично выбирать водостойкую акустику у признанных «китов» аудиоиндустрии, известных производством классного звукового оборудования. Среди лидирующих брендов, продукция которых представлена в нашем интернет-магазине, — законодатель мод Boss с качественной и стильной техникой; DS18 с легендарным качеством.
Увы, в последние месяцы российский рынок «музыки» на глазах становится скуднее. Но аудиофилы не останутся в тишине: на смену ушедшим европейским и американским брендам приходят другие. Предлагаем обратить внимание на влагозащищённую акустику Marine Rocket. Этот продукт успешно занимает освобождающуюся нишу благодаря доступной стоимости, достойному качеству и полноценной гарантийной поддержке производителя.