Спидометр: не самый важный, но такой любимый
На маломерном судне спидометр вряд ли стоит считать необходимым девайсом, однако агитировать за его приобретение приходится редко. Многие водномоторники любят знать, с какой скоростью они ходят, а также сравнивать цифры с чужими и своими предыдущими достижениями.
Эффективная пара
Как показывает практика, спидометр действительно полезен в «связке» с тахометром.
Это позволяет, во-первых, грамотно подобрать гребной винт. Во-вторых, следить за движением и быстро реагировать на изменения в цифрах.
Допустим, обычно на 5000 оборотах крейсерская скорость составляла 50 км/ч. И вдруг обороты остались прежними, а стрелка лага* ощутимо отклонилась в сторону уменьшения. На слух и глаз разницу в 5 км/ч не каждый заметит. А это повод найти причину изменений. Возможно, это сигнал неисправности мотора, либо на гребной винт намотались водоросли или остатки рыболовной сети.
Ориентируясь на показания лага, после выхода на глиссирование можно уменьшить обороты, ведь для поддержания этого режима нужно меньше мощности. Это позволяет экономить топливо.
Как работает спидометр
Существует два основных способа измерения скорости судна.
1. Традиционный манометр
Прибор со шкалой градуирован в километрах или милях в час (морских узлах**) и рассчитан на определённый спектр скоростей. Есть модели до 90 км/ч, есть даже до 130. Такая разница позволяет выбрать информативный прибор для корректного измерения скорости. К примеру, если максимальная скорость лодки не превышает 30 км/ч, нужен прибор с короткой шкалой. Соответственно, манометрические спидометры не покажут скорость 3-5 км/ч: шкала градуирована с 10-20 км/ч.
Для того, чтобы такой спидометр «понимал» скорость, существуют два решения: датчик лага и трубка Пито (типовой приёмник водяного давления).
В первом варианте редуктор ПЛМ средней и большой мощности оснащён небольшим отверстием, которое и является датчиком лага. Достаточно подсоединить тонкую трубку к спидометру. Поток воды во время движения судна сжимает воздух, который давит на стрелку, отклоняя её . Давление сильнее — скорость выше.
Трубка Пито устанавливается в нижней части транцевой доски и может работать с любым мотором и даже без него. К примеру, на парусной яхте. Минус таких датчиков — невысокая точность измерения скорости.
2. GPS-спидометр
Получает сигналы через навигационные спутники. Укомплектован датчиком, который крепят на судне рядом с самим прибором по инструкции. Как при низкой, так и при высокой скорости отличается точностью показаний. Надёжен. Дороже спидометров с традиционными датчиками. Требует наличия электричества.
Спутниковые спидометры делятся на
аналоговые и цифровые. Информация в электронном виде передаётся точнее. Это важно, к примеру, при троллинге, когда нужно пунктуально поддерживать стабильную низкую скорость.
Стрелочная шкала удобнее в восприятии. Боковым зрением судоводитель видит, в какой области циферблата находится стрелка и, не отвлекаясь дополнительно, понимает текущую скорость катера или лодки.
Цифровые GPS-спидометры в большинстве случаев показывают также координаты судна.
* Лаг — морской термин, обозначающий прибор для измерения скорости судна.
** Морской узел — единица измерения скорости, составляющая одну морскую милю (1,852 км) в час.