Корзина

Кнехты и утки

Швартовная утка, важная птица

Швартовка может быть непростой задачей. Приходится учитывать множество условий, а возможности причалить к оборудованному пирсу есть не всегда. Плохо привязанный катер, качаясь на волнах, будет биться о причал, соседнее судно или плавающие в воде предметы. Незакрепленную надувную лодку легко унесёт ветром или течением.


Незаменимая «парочка»

Несмотря на внешнее разнообразие, в состав швартовного оборудования входят два типа несложных, но необходимых устройств: кнехты и утки.

Кнехт – вертикальная «тумба» с поперечиной, швартовую утку проще узнать по длинным «рогам». И те, и другие могут иметь одну или две стойки. Во втором случае горизонтальная поперечина образует с ними замкнутый проём-проушину.

Неподвижно крепятся в любой части судна. Отличаются способами фиксации: можно выбирать из врезных и накладных моделей. Для прочности конструкции рекомендуется использовать винты вместо шурупов и саморезов, а с обратной стороны подкладывать большие шайбы. Это увеличит площадь упора. На лодках ПВХ устанавливаются на адаптеры с клеевой фиксацией.

Сфера применения уток и кнехтов не ограничена швартовкой, их используют и для фиксации якорных тросов.

И одной руки достаточно

Лодка пристала к пирсу. В чём же здесь заключается «помощь» швартовной утки? Она позволяет надёжно закрепить конец одной рукой. И не нужно вязать узлы! На кнехты и утку трос закладывается крест-накрест «восьмёркой». На утку иногда свободный конец просто наматывают под верхней планкой, но для длительных стоянок такой способ не рекомендуют.

К ним нередко крепят тросы, на которых расположены кранцы, не менее важная вещь при швартовке.

Если на судне есть утки с центральным отверстием, имеет смысл швартовочные концы с одной стороны оснастить огонами. Петлю проводят между стойками и набрасывают на них со стороны «входа», проведя под рогами.

Размер, фактура, материал

При выборе кнехта или швартовной утки важны:

  • Способ фиксации. Зависит от особенностей места крепления.
  • Размер устройства. Определяется диаметром фала. На маленькой утке не хватит места для закладывания «восьмёрок» из толстой верёвки.
  • Материал утки (кнехта). Пластик, нержавеющая сталь, оцинкованный алюминий, словом, устойчивый к окислению и коррозии. И проблема не в эстетике и не в прочности. Изъязвленное коррозией покрытие действует на швартовы как абразив.
  • Фактура устройства. Ровная и гладкая поверхность не вредит тросу.
  • Максимально допустимая нагрузка: показатель прочности модели.
  • Особые варианты. Утка-рым с отверстием в центре расширяет возможности использования. Складные и подъёмные модификации удобны тем, что можно их спрятать, когда не используют.

Безопасный прикол

Швартовка к необорудованному побережью — порой задача непростая. Особенно если на берегу нет крупных камней или деревьев для закрепления концов. На коротких стоянках в таких случаях весьма удобен швартовочный кол. Он заглубляется в грунт и отлично выполняет функции кнехта.