Корзина

Транцевые плиты: Ultraflex

Транцевые плиты для глиссирующего корпуса: устройство, эффективность, альтернативы

При выходе в глиссирующий режим судно преодолевает горб на кривой сопротивления. Мотору тяжело. Чем быстрее закончится этот переход, тем лучше. Но для того, чтобы двигатель развил полные обороты и вывел катер на глиссирование, необходимо время. В этот момент большинство корпусов с малой относительной длиной излишне задирает нос —  чрезмерный кормовой дифферент увеличивает сопротивление. Судоводители просят пассажиров пересесть с кормы вперёд.  

Максимальное откидывание мотора при разгоне чревато. Во-первых, переходный режим неоправданно затягивается; во-вторых, «кобра» небезопасна переворотом назад или завалом в сторону.

Транцевые плиты (Trim Tab Systems) снижают кормовой угол атаки, ускоряют время прохода горба сопротивления, нивелируют колебания корпуса и увеличивают безопасность движения. С этим устройством снижается нагрузка на дно; моторной лодкой проще управлять, она меньше прыгает по волнам, прекращает рыскание и в целом движется равномернее.  

Устройство, принцип работы и эффект от использования

Транцевые плиты — пара пластин, установленных поперёк транца как продолжение дна. 

Несмотря на разнообразие конструкций и материалов (нержавейка, алюминий, композиты), принцип работы одинаков. Они на ходу меняют гидродинамику нижней части судна, исправляя его посадку. Если опустить правую плиту, то этот борт начнёт подниматься, и наоборот. Благодаря подвижности и возможности раздельно менять наклон одновременно или последовательно плиты помогают:

  • отрегулировать ходовой дифферент: увеличить подъёмную силу, подняв корму;
  • компенсировать крен, что критично для катеров с высокими бортами и парусящей надстройкой, идущих под углом к ветру;
  • уменьшить качку и дельфинирование, удерживая судно на курсе;
  • добавить устойчивости в маневрах (опуская плиту в направлении поворота) и при сильном волнении.

С регулируемыми пластинами ускоряется и облегчается выход в глиссирующий режим, и двигатель работает на меньших оборотах. Экономятся моторесурс и топливо. И экипаж, который раньше по команде на ходу переползал по кокпиту, обретает достоинство. Теперь это уважаемые пассажиры, а не бесправный груз.

Небольшие катера и моторные лодки ощущают эффект от установки плит заметно сильнее, нежели крупные быстроходные суда. Но и последним пластины тоже пригодятся. Недаром ими штатно укомплектовывают на верфях многие модели яхт.

Типы Trim Tab Systems

Транцевые плиты могут быть как нерегулируемыми, так и управляемыми автоматически либо с участием судоводителя. Последние представлены в двух модификациях:

  • электрогидравлические
  • электромеханические

Панель управления обычно размещена на посту рядом с другими приборами.

В чём разница и особенности различных систем?

Нерегулируемые популярны благодаря простоте в изготовлении и установке. К тому же они не нуждаются в сложных механизмах управления.

Саморегулирующиеся (Smart Tabs) без человеческого вмешательства «решают», на какой угол отклониться.

Гидравлические регулируемые плиты ценятся за удобство в использовании, долговечность и надёжность. Гидроцилиндр устойчив к повреждениям, а при необходимости замены цена ниже, чем на электрические аналоги.

Электромеханические модели проще в монтаже и занимают меньше места, ведь мотор находится внутри актуатора. Не нужно устанавливать в трюмном пространстве гидронасос. Но эта система менее стойка к механическим воздействиям.

Практические советы по выбору, установке, эксплуатации

Следует помнить: трим-пластины — не панацея от всех проблем. Они помогут лишь на грамотно подобранном комплекте с гребным винтом, соответствующим нагрузке. Только он позволит полноценно использовать мощность мотора .

В каждом конкретном случае для получения желаемого результата степень отклонения плиты будет разной. Общее правило таково: менять положение нужно плавно. Чем быстрее и сильнее наклонить плиту, тем ощутимее потеря скорости и тяги.

При стоянке рекомендуется всегда максимально поднимать плиты, чтобы упрятать рабочие поверхности штоков. Это убережёт их от обрастания, что особенно актуально при эксплуатации в солёной воде. Ещё одна «морская» опасность — гальваническая коррозия, от неё защищают аноды, установленные на каждой пластине. Они должны находиться в непосредственном контакте со сталью.

Существуют ли альтернативы Trim Tab Systems? Интерцепторы (полное решение описанных проблем) и гидрокрыло (исправляют лишь часть).