Вперёд за штурвалом
Если владелец катера из двух типов рулевого управления предпочёл и уже установил «дистанцию», финальным действием станет выбор рулевого колеса. И рекомендации, какой именно штурвал приобрести, не слишком помогут. Тот случай, когда покупают «на вкус и цвет», и, конечно, сообразуясь с финансовыми возможностями.
Монтаж
Практически все штурвалы и рулевые колёса для водномоторной техники рассчитаны на шпоночную посадку. А специальные консоли для установки руля станут практичным решением при обустройстве дистанционного управления на надувной лодке.
Материалы
Проще перечислить то, что не используют для изготовления этих элементов управления. Ведь их делают из металлов, ударопрочного термопластика, разных пород дерева и его имитации, современных композитов; для отделки используют натуральную кожу. Выбор рулевых колёс и штурвалов на рынке очень широк.
Размер
Одно из очевидных ключевых отличий рулевых колёс — это диаметр. Какой нужен для конкретного судна?
1. Чем размер больше, тем легче поворачивать руль. И наоборот.
2. Логично ориентироваться на свои предпочтения. Оцените габариты руля в собственном автомобиле: вам комфортно управлять? Если размер подходит, то перейти к п.3.
3. Порой руль пригодного диаметра не установить в тесной лодке. Перед покупкой штурвала примерьте: войдёт ли он в отведённое пространство.
Классика или спорт
От автомобильной «баранки» судовой руль отличается минимализмом. Никаких кнопок, звуковых сигналов и прочих «наворотов». Это либо настоящий штурвал из дерева или имитирующих его материалов, либо рулевое колесо в спортивном стиле. Поэтому можно опираться на свои представления о прекрасном и то, насколько приобретение впишется в общий дизайн и концепцию судна в целом и кокпита в частности.
Обороты
Спиннер — единственный дополнительный элемент, который иногда можно увидеть на руле. Особенно полезен он на маленьком колесе, установленном на запасной пост управления. Спиннер значительно упрощает управление на судах с гидравлической рулевой системой, когда для перекладки с борта на борт требуется выполнить много оборотов руля.
Механическая рулевая система требует большого штурвала, поскольку маленький руль сложно поворачивать из-за высокой физической нагрузки.
Редукторы серии Jet отменно сочетаются с рулевыми колёсами спортивного типа. У них перекладка с одного борта на другой занимает порой чуть больше 0,3 оборота. Так как многократное вращение здесь не требуется, форма руля может значительно отличаться от классического круглого штурвала.
«Противоугонка»
В такой роли может выступать штурвал с быстросъёмной ступицей. Конечно, основное назначение такой конструкции — быстро снять или установить штурвал, если на судне недостаточно места. Но побочный эффект в виде защиты от угонщиков, которые вряд ли носят с собой запасной руль, тоже неплох.