Лодочный мотор на «дистанции»: выбор пульта управления
Для удалённого управления двигателем катера или лодки производители предлагают разные конструкции газо-реверсных машинок. Набор функций, выполняемых этими устройствами, также может немного различаться.
Тяни-толкай
Одним из ключевых аспектов, которые необходимо знать при покупке дистанционного пульта рулевого управления, является разница в устройстве механизма управления дроссельной заслонкой. Один трос контроллера отвечает за газ, другой — за реверс. На подвесных моторах разных производителей для открытия заслонки нужно выполнить одно действие: толкнуть или потянуть. Соответственно, и сами пульты делятся на тяговые и толкающие. Наряду со специализированными моделями производители предлагают и универсальные контроллеры, перенастраиваемые и на «тянуть», и на «толкать».
Какой пульт подойдёт для конкретного катера или лодки, зависит от модели двигателя. Для примера, у «Сузуки» на всех двухтактных моторах газ тянет, а на четырёхтактных – толкает. У других производителей всё может быть устроено иначе. Это необходимо учитывать при выборе контроллера.
Механика и электрика
Некоторые модификации контроллеров управляют двигателем исключительно механическими способами. Они проще в устройстве, универсальнее в плане подбора для разных моторов. Устанавливаются как на правый борт, так и на левый. Могут и тянуть, и толкать. Такие машинки приобретают для установки на стационарные колонки или моторы небольшой мощности на лодки ПВХ. В большинстве ПЛМ на них без электрозапуска и гидроподъёма.
Более современные модели пультов оснащены электрическими составляющими. Это даёт им возможность обеспечивать действие важных функций:
- система зажигания, работающая с ключа;
- индикаторы для отображения работы двигателя;
- чека аварийной остановки;
- гидроподъём мотора (трим).
Такие пульты имеют непосредственную привязку к бренду. Иными словами: хотя они выполняют одни и те же функции, электрическое подключение к мотору на каждой модели будет своё — контроллер от «Ямахи» не подойдёт к «Сузуки».
Корпус, серия
Контроллеры выпускаются в трёх вариантах корпуса:
- Врезные.
- Постовые.
- Накладные.
В их обозначении есть также название серии. Например, серия 701— самые простые механические накладные модели для ПЛМ малой мощности. Контроллеры серии 703 тоже накладные, монтируются на борт или консоль. Все они «перекидные» — позволяют, переставив рукоятку управления, менять расположение с левого борта на правый и наоборот. Некоторые «семьсот третьи» выпускают с электрикой.
Модели серии 704 считают постовыми пультами, предназначенными для установки на горизонтальные поверхности.
Универсальные контроллеры (с одним или двумя рычагами, на один или два ПЛМ) выпускают постовые и врезные.
Холостые обороты
Полезная функция, которой обладают многие контроллеры, — прогрев двигателя. Специальная кнопка или рычажок (на разных моделях есть отличия в реализации) позволяет на нейтральной передаче дистанционно управлять дроссельной заслонкой и, соответственно, увеличить количество оборотов для прогрева мотора. Особенно актуально это для обкатки нового двигателя или когда мотор эксплуатируют при низких температурах.