О якорно-швартовом оборудовании. Лебёдка — важнейший инструмент
Во время прогулки на лодке, яхте или катере надежность важна во всем. Зафиксировать маломерное судно или плавсредство для стоянки у пирса, причала или какого-нибудь плавучего сооружения поможет якорно-швартовое оборудование. Под этим словосочетанием подразумевается широкий перечень различных устройств и механизмов. Помимо швартовки надежные приспособления помогают осуществлять передачу груза и буксировать судно.
Не тяни руками!
При покупке якорной лебёдки неопытный судоводитель ориентируется на рекомендации производителя. В них оговаривают вес якоря, калибр цепи, максимальную длину лодки, яхты или катера...
Но важна и специфика конкретного судна: предпочтения в установке, как и где оно эксплуатируется. При выборе модели такими критериями могут быть наличие или отсутствие якорного ящика, скорость подъема и способ спуска якоря. Возможны два варианта: спуск мотором и свободное падение — FreeFall.
Обычно лебёдку монтируют в носовой части судна на одном уровне с роульсом. Этот прочный роликовый кронштейн, через который проходит якорный конец, оберегает корпус и палубу от повреждений. Стопор снимает часть нагрузки с лебёдки и защищает от рывков цепи. Если якорный конец включает в себя трос, стопором работает швартовая утка, установленная перед лебедкой.
Виды якорных лебёдок
Барабанного типа
Не требуют якорного отсека: трос наматывается на катушку. Простой механизм с барабаном упрятан в корпус. Длина троса ограничена размерами устройства.
Автоматические накладные
Целиком установлены на палубе над якорным отсеком. Двигатель скрыт в корпусе. Просты в установке.
Автоматические врезные
Редуктор и электродвигатель монтируют под палубой, что повышает влагозащиту. Наверху остается компактная механическая часть устройства. Часто кроме звёздочки там расположен кабестан* для работы со шкотами. Требовательны к монтажу, есть ограничения по толщине палубы.
Автоматические лебёдки работают как с цепью, так и с фалом. Это снижает шум и нагрузку на механизм. Правильное соединение троса и цепи проходит звездочку, не цепляясь и не задираясь. Добиваются этого двумя способами: вяжут сплесень** или используют специальное соединительное звено. Трос или цепи укладывают в якорный ящик, глубина которого для нормальной работы должна быть не менее 30 см.
Турачки
Турачку (брашпиль) в регионах с выходом к морю заслуженно ценят за надёжность, компактность, помощь в швартовке или подъеме тяжелого груза. Якорный ящик для работы ей не нужен. Зато требуется непосредственное участие в процессе человека.
Еще удобств и комфорта!
Некоторые модели лебёдок дополняются полезной функцией AutoDeploy. При нажатии этой кнопки механизм автоматически опускает якорь электромотором. Контролировать процесс и держать пальцем кнопку DOWN не нужно. Устройство сделает всё за вас.
В штатную комплектацию некоторых моделей входит дистанционное управление. Но можно приобрести отдельно и его, и дополнительные кнопки, и панели управления.
При рыбалке на больших глубинах сложно определить, насколько отдан якорь. Эту проблему решит установка на лебёдку счётчика цепи.
Что ещё пригодится для безопасных швартовки и постановки на якорь?
- Цепи, фалы и тросы;
- Якоря;
- Кранцы, буи, амортизаторы;
- Утки, кнехты, клюзы, вертлюги.
Основа любого комплекта, конечно, якорь. Многие полагают, что он используется исключительно для стоянки на открытой воде. На самом деле якорь также помогает судну сняться с мели и даже изменить направление хода в некоторых ситуациях.