Подруливающее устройство судна
Подруливающее устройство судна служит для улучшения маневренности яхт, катеров и моторных лодок. Благодаря установке на корме или в области носовой части прибор способствует созданию поперечной силы, которая позволяет судну развернуться за максимально короткий отрезок времени. Классификация подруливающих устройств условно разделяет их на три группы:
- насосные устройства,
- навесные приспособления,
- туннельные конструкции.
Судовые подруливающие устройства навесного типа имеют форму винта, который монтируется в носовой части яхты посредством использования специализированного кронштейна. Вращение винта допускается в горизонтальной плоскости параллельно с кронштейном, с возможностью обеспечить упор в любом требующемся положении. Из-за подвижного кронштейна подруливающие устройства данных типов имеют низкий уровень мощности, поэтому используются на самых маломерных судах.
Подруливающее устройство для яхты тоннельного типа получило более широкое распространение. Суда, оборудованные таким приспособлением, получают специальный туннель, который находится в носовой части и помещается ниже ватерлинии. Фактически речь идет о открытом трубопроводе прямой формы. Конструкция размещается между бортами, перпендикулярно относительно диаметральной плоскости. Внутри вышеупомянутого туннеля находится винт, благодаря работе которого происходит перекачка воды, обеспечивающая необходимый уровень поперечной силы.
Существует возможность менять направление упора вращающегося винта посредством использования реверса двигателя или установки винта с регулируемым уровнем шага. Последний вариант предполагает, что направление упора будет меняться благодаря вращающимся лопастям. Некоторые подруливающие механизмы туннельного типа оснащаются гребным винтом, работающим на вертикальном валу.
Подруливающее устройство, работающее по насосному принципу, также помещается в носовой части судна и представляет собой трубопровод, который проходит через оба борта по уровню, находящемуся ниже ватерлинии. Насос встраивается в среднюю часть. По его обеим сторонам помещаются клинкеты, имеющие дистанционный привод. Перекачивание воды происходит по направлению от борта к борту: таким образом создаётся упор, обратный имеющемуся потоку воды.
Еще одним типом подруливающего механизма может считаться активный руль. Основной особенностью такого приспособления является винт, который устанавливается на перо руля.