Корзина

Механическая рулевая система: с длиной троса со штоком 3,66 м, сердечник в тросе обычный

Механика управления

Дистанционные системы управления лодочным двигателем выпускают механические и гидравлические. Вторые сложнее, выше в стоимости и используются для судов с двигателями высокой мощности. «Механика» демократичнее, проще в монтаже. На рынке представлена рулевыми системами разного типа.

Штуртросовые машинки: незабытое старое

Несложная система с рулевым барабаном, проточенным для стального троса. Штуртрос передаёт усилия от штурвала к румпелю и далее к рулю. Стандартный конус вала совместим со всеми рулевыми колёсами, имеющими шпоночную посадку.

О том, как это работает, исчерпывающе рассказывает и показывает короткий видеоролик.

Редукторы, реечный и планетарный

Современные рулевые системы также используют трос. Он приводится в действие редуктором.

Реечные механические системы дешевле и компактнее, проще в монтаже. Подходят для лодок с нехваткой места на панели управления. Широко используются на надувных лодках, где монтируются на поперечных кронштейнах. Рулевая рейка является составной частью троса. Некоторые модели имеют механизм NFB*.

Более распространены системы рулевого управления с планетарным редуктором. Они существуют в двух модификациях:

  • Классическая планетарная передача с набором шестерней.
  • Аналогичная система, дополненная зажимным устройством с нулевым обратным усилием.

Второй тип рулевого редуктора имеет функцию механизма блокирования обратной связи. Он гасит чрезмерную нагрузку, передающуюся от гребного винта на штурвал через рулевой трос и заставляющую постоянно корректировать курс судна.

Особенности выбора

Первый критерий — мощность двигателя, от неё зависит выбор класса тросов (M58 или M66, разница в диаметре сердечника). M58 применяется для подвесных моторов мощностью до 55 л. с., M66 —до 150 л. с. Соответственно, различаются редукторы, подходящие к данным тросам.

Конструкция троса может быть классической либо с нержавеющим сердечником, повышающим стойкость к коррозии в агрессивной среде морской воды.

Есть модификации редукторов, работающих с парой тросов одновременно, что необходимо на катерах с двумя моторами для синхронного управления ими.

Особняком стоят рулевые редукторы для катеров со стационарными водомётными движителями. Классический редуктор имеет перекладку с одного борта на другой порядка 3-3,5 оборотов, в то время как модели Jet-серии отличаются острым, резким управлением и «укладываются» в пол-оборота или чуть больше/меньше. Угол перекладки у них может составлять 135 или 270 градусов. Рулевой трос для таких редукторов отличается спецификацией (маркировка SSC219) и больше похож на трос газа-реверса.

Штурвалы практически для всех механических рулевых редукторов имеют шпоночную посадку; это делает выбор рулевого колеса не зависящим от способа крепления. Что по душе и по карману, то и можно устанавливать. Для катеров с консолями, не дающими возможности «посадить» штурвал под нужным углом, придётся приобрести переходную накладку для изменения угла наклона.

 * No Feed Back steering mechanism — механизм блокирования обратной связи.