Корзина

длиной 680 мм

Вместо покрышек

Защищённый шинами борт ржавого сейнера или покрышки в роли кранцев на портовом буксире привычно иллюстрируют формулу «дёшево и сердито». Владельцы современных яхт, катеров и быстрых лодок предпочитают для защиты при швартовке куда более изящные и практичные решения.

Две задачи

Буй и кранец внешне похожи: накачанные воздухом округлые формы разных пропорций с одной-двумя проушинами либо отверстием для фиксации. Выпускаются из пластика или ПВХ разных цветов.

Основная функция кранцев — делать швартовку безопасной. Неважно, на сколько и куда нужно пристать: к собственному пирсу, понтонному причалу или другому судну.

Вторая задача, которую с успехом выполняют буи, тоже связана с защитой: с их помощью обозначают точки, квадраты и границы акватории.

Кранцы в деталях

Представлены три варианта конструкций:

  • Классический с двумя проушинами;
  • Со сквозным отверстием;
  • Носовые в форме буквы U для установки на бушприт*.

Сколько и какие

Основной вопрос при выборе: какие покупать и сколько. Исходя из формулы: один на каждые 2,5–3 м длины корпуса, минимум пара для судна в 3–5 м. Но для грамотного решения требуется учитывать условия стоянки. В закрытой бухте без волн, течений и больших судов лишние мощные кранцы ни к чему.

В зависимости от условий швартовки пару кранцев перебрасывают с одного борта на другой. Но порой нужно обезопасить судно с обеих сторон: и от пирса, и от соседней яхты. Следовательно, уже нужно четыре штуки.

Кранцы со сквозным отверстием можно использовать и как классические, закрепив швартов узлом снизу.

Их связывают в гирлянды и, повторяя обводы причала, используют на пирсах. Такая защитная лента с небольшим ходом помогает судам при швартовке не контактировать со стенкой. Пирс также можно «обнести» стационарной защитой в виде угловых причальных кранцев из вспененных материалов. Они составляют единое целое с причалом.

Белый, синий или с чехлом

Функциональной разницы в цвете нет: синий, белый или иной по вкусу.

Вопрос о чехлах неоднозначный. Собирая всю грязь и мусор, они защищают белые кранцы. Но испачканная ткань действует на покрытие борта в местах контакта как абразив. Отсюда вывод: кранцы с чехлами хороши для морских яхт с обслугой для постоянной чистки, полировки и стирки. Либо на металлических судах, где не страшны мелкие повреждения.

Крепить и хранить

Кранцы фиксируют прочными узлами, чтобы трос не развязался сам по себе. А ещё можно приобрести несложное устройство для крепления кранцев и избавиться от необходимости их привязывать и страховать.

В походном положении кранцы хранят в специальных корзинах или просто на палубе.

Буи. Сигнальный, маркерный, муринговый…

Заметные издали маркерные буи подают сигнал «внимание!» и обозначают территорию, где под водой ведутся работы или куда спустился дайвер.

Буйками также маркируют ловушки и сети, чтобы не потерять самим и предупредить других судоводителей об их наличии. Иногда выбирают кустарные варианты, чтобы посторонние не обнаружили метку раньше хозяина. Впрочем, опытный рыбак всегда поймёт: пластиковая бутылка, которую не уносит волной или течением, появилась на воде не сама.

Муринговый буй – сигнал о возможности встать на «мёртвый» якорь. Конструктивно это поплавок с двумя рымами. К нижнему прикреплен трос, связанный с якорем, на верхнем рыме расположены петли, сквозь которые пропускают швартовы.

Отличие сигнального буя — в электрической составляющей. Аккумулятор или солнечные батареи обеспечивают работу светового маяка, который делает буй заметным и в тёмное время суток.

Универсалы

Надувные устройства не просто похожи, они ещё многофункциональны. Белый кранец издали заметен на воде и может «работать» буем.

В свою очередь, в роли кранца буй выигрывает за счёт пропорций: он сильнее сжимается и при этом держит судно на большем расстоянии от причальной стенки. Крупный кранец такую нагрузку тоже выдержит. Но его диаметр меньше.

Правда, возить метровые шары на судне не особенно удобно. Практичнее использовать швартовые буи на стационарных стоянках и хранить на пирсе, а на борт брать кранцы.

* Бушприт — горизонтальная площадка в носовой части судна для выноса роульса.