Корзина

Выносные транцы и накладки

Куда крепить резервный лодочный мотор?

В районах без интенсивного судоходства: большие озёра, открытое море — случается всякое. Рассчитывать приходится лишь на собственные силы. Опытные капитаны заботятся о защите судна и экипажа заранее. Надёжная связь, плавучий якорь и запасной двигатель – важные элементы безопасности.

Нелишние лошадиные силы

Большинство моторных лодок и катеров не оборудованы транцем для аварийного мотора. В случае выхода из строя единственного маршевого двигателя проблема возвращения на берег особенно остра. Наличие на таких судах запасного ПЛМ — не роскошь. ­Мощность подбирается в зависимости от размеров и массы судна: обычно 4–30 л.с. Его задача — обеспечить движение в водоизмещающем режиме, чтобы продвигаться к месту назначения на невысокой, но постоянной скорости.

Транец в дополнение

Вспомогательный ПЛМ размещают на выносном транце, которые представлены стационарно расположенными на корме моделями с возможностью регулирования и без неё. Регулируемый транец крепится на транцевую доску в стороне от маршевого двигателя. Аварийник в процессе эксплуатации должен иметь доступ к воде и заглубляться адекватным образом: помпа находится в воде, а гребной винт не завоздушивается. Преимущество моделей с подъёмниками — возможность выбирать необходимое положение. Вспомогательные моторы всегда «длинноногие», дейдвуд не менее L. Они рассчитаны на транцы высотой 508 мм. Двигатель получает нормальный упор, продуктивно работает без перегрева и относительно защищён от транцевой волны или волны проходящего рядом судна.

Важный нюанс

Если дополнительный мотор не эксплуатируется, его снимают с транца для безопасности самого аварийника. Ведь маршевый двигатель придаёт быстроходному судну скорость в 40 км/ч и выше. Вибрация, тряска, движение могут вывести из строя нагруженный мотором транец.

На взводе

Мощные стальные пружины регулируемого транца рассчитаны на массу мотора, для которого это устройство рекомендуется. Они компенсируют усилия капитана, давая возможность в любую непогоду в неудобном положении манипулировать массой в 30–40 или даже 60 кг, не уронить ПЛМ в процессе установки и грамотно выставить угол наклона. Данные механизмы предназначены для облегчения этого процесса. Соответственно, без нагрузки взвести пружины вручную не получится: недостаточно усилий. И это не означает неисправности устройства.

Механизм взвода работает по принципу пантографного подъёмника и примерно одинаков у разных моделей регулируемых транцев. Модификации рассчитаны на моторы различной массы. Указывается это в мощности ПЛМ, а не в килограммах. Чем тяжелее мотор, который производитель рекомендует установить на транец, тем пружины мощнее, тем больше их количество.

Материалы конструкции — нержавеющая сталь или анодированный алюминий. Устройства рассчитаны на большие нагрузки и часто морскую интенсивную эксплуатацию: необходим достаточный запас прочности.

Для троллинга

Когда ещё может пригодиться такой транец? Он хорош для троллинга — рыбалки, требующей долго двигаться на чётко обозначенной малой скорости. Двигатель небольшой мощности требует намного меньше топлива, чем основной с 150–200 л.с. С него также можно вывести зарядку на генератор и рыбачить в удовольствие, не беспокоясь о расходе бензина и масла.

Кстати, вспомогательными ПЛМ можно управлять и дистанционно. Так как подключение к мотору «коммуникаций» требуют его статичного вертикального положения, необходим нерегулируемый транец.

Нужен не всем

На судне, оборудованном двумя и более маршевыми двигателями, аварийный не понадобится: риск, что из строя выйдут сразу все моторы, незначителен.