Главный по сцеплению: замковое устройство для прицепа
Чтобы не коротать век на одном водоёме, владельцы катеров и мотолодок пользуются трейлерами. А тягово-сцепное устройство — связующее звено автомобиля и прицепа. Сцепная головка болтами крепится к дышлу и соединяет его с шаром фаркопа.
Пара «шар + головка» — это подвижное соединение, удерживающее прицеп. При буксировке сцепка поворачивается в широком диапазоне, изгибаясь во все стороны.
Новые прицепы укомплектованы подходящим сцепным устройством (ТСУ). Но со временем узел изнашивается либо возникает иная причина приобрести замок. Здесь и пригодится информация о выборе сцепной головки.
Как не ошибиться при покупке сцепного устройства
Какой тип замка на дышло прицепа выбирать? Обращайте внимание на три важных критерия:
• нагрузка (тяговая и вертикальная);
• посадочные параметры (на какое дышло рассчитано крепление);
• диаметр шара фаркопа, на который устанавливается сцепная головка.
Тяговая нагрузка определяет массу, которую буксирует автомобиль: прицеп и груз в нём. Вертикальная нагрузка на фаркоп — это вес в килограммах, которым дышло давит на шар. Цифра меняется в зависимости от того, где находится центр тяжести судна. Данные о предельно допустимой нагрузке вы найдёте в руководстве по эксплуатации прицепа.
Дышла выпускают круглыми, квадратными, V-образными в сечении. Различаются они по диаметру и ширине. Вариативно и расположение отверстий: вертикально, горизонтально, на разном расстоянии друг от друга. Для каждого типа требуется подходящая модель замкового сцепного устройства.
Совпадать должны и диаметр буксировочного шара с размерами головки. Все устройства для отечественного рынка комплектуются под так называемый евростандарт (диаметр шара — 50 мм). Сложности могут возникнуть, когда фаркоп автомобиля нестандартный.
Аксессуары и дополнительные опции
Защитные чехлы (колпачки) берегут шар фаркопа от грязи, а одежду — от лишних контактов со смазкой.
Отверстия для противоугонного страховочного замка. Производители оснащают стандартными круглыми отверстиями практически все модели. Сами замки в комплекте идут редко: их приобретают отдельно. Закрытый замочек не даёт снять дышло с шара и превращает автомобиль с трейлером в единое целое.
Правила эксплуатации и обслуживания
Не превышайте допустимые нагрузки! Это не только ускоряет износ устройства — чересчур тяжёлый прицеп может соскочить с шара на скорости. Вертикальная нагрузка должна составлять 7–10% от грузоподъёмности прицепа. Иногда потребуется перегрузить лодку, протянув её вперёд — или перераспределить груз в кокпите.
Неверная развесовка грозит проблемами с управляемостью. Если на переднюю часть прицепа приходится чересчур большой вес, это приподнимет переднюю ось авто. Машина может потерять сцепление с дорогой. Когда вес на крючке недостаточен, прицеп интенсивно виляет из стороны в сторону. Единственный способ безопасно устранить проблему — как можно реже поворачивать руль и убрать ногу с педали газа. Когда раскачивание прекратится, остановитесь и переместите груз ближе к носовой части катера.
ТСУ не любит грязи и пыли: периодически протирайте конструкцию смоченной в растворителе или бензине тряпкой либо используйте специальные аэрозоли. Консистентная смазка нужна как для шара, так и для видимых элементов механизма замкового устройства.
Перед выездом проверьте состояние сцепки, покачав рукой дышло вверх-вниз. Стука и люфтов быть не должно.
Отстыковку выполняйте на ровной площадке, чтобы прицеп не повредил бампер.