Лодочный насос — ручной, ножной, электрический: особенности выбора
Раньше мы пользовались надувными матрасами и лодками. Сегодня к ним добавились «ватрушки», современные доски SUP, пневматические пуфы и кресла для лодок ПВХ. Если детский матрас ещё можно надуть ртом, то SUP или вставное дно высокого давления доводятся до кондиции только с помощью насоса.
Какими они бывают
Одна из очевидных классификаций: механические (ножные и ручные) и электрические. Первые бюджетны, приводятся в действие мускульной силой. Вторые значительно дороже, зато физически напрягаться не придётся. А модели высокой производительности за несколько минут превратят бесформенную массу ПВХ в готовый к спуску на воду объект.
Ручные/ножные дифференцируются по объёму перекачивания воздуха за один импульс насоса. Важным параметром является наличие манометра: прибор позволяет контролировать уровень давления, создаваемого в баллонах. Третий принцип классификации: возможность нагнетания высокого давления. Это обеспечивают две камеры насоса. Первая при обычной эксплуатации выдаёт большие объёмы, вторая (малая) снижает объёмы, но нагнетает большее давление. Это бывает необходимо для работы с SUP-досками или лодок с НДВД.
Как правило, они укомплектованы шлангами, штуцерами, переходниками и иными аксессуарами.
Ножные (помпа, «лягушка»)
Зачастую входит в комплект с лодкой ПВХ. Выпускаются в одно- и двухкамерных вариациях, вторая позволяет выбрать оптимальный вариант накачивания лодки или «ватрушки». Компактные, лёгкие. Пожалуй, оптимальный выбор для перевозки в качестве аварийного средства подкачивания.
Ручные
Удобны двухходовые насосы двойного действия. Они работают не только при опускании поршня, но и при подъёме. Это значительно ускоряет процесс накачивания. Выпускают модели с нержавеющим штоком или суперлёгкие из современных материалов, складные. Их также удобно возить с собой, не занимая лишнего места.
Два класса электрических насосов
- Маленькие турбинки («улитки») без поршня
- Двухрежимные с турбиной и поршнем
Первые быстро перекачивают в оболочку воздух, не создавая давления. Они предназначены для быстрого накачивания примерно на 80%. «Улитка» создаёт необходимый объём, расправляя лодку или надувную доску. Дальше она не сможет «протолкнуть» следующую порцию воздуха, и здесь придётся работать ручным или ножным насосом.
Поршневые двухрежимные модели действуют в два приёма. Начинается всё с турбины, быстро нагнетающей основной объём. Когда давление внутри баллона или доски увеличивается, включается вторая ступень: поршни нагнетают под большим давлением меньшие порции воздуха.
Почти все электронасосы — «умные». У них есть датчики давления, манометры, что обеспечивает возможность автоматической регулировки процесса и не требует постоянного участия судовладельца в накачивании плавсредства. Вы лишь выставите требуемые цифры. Дальше техника сделает всё сама: накачает, померяет уровень, отключится в нужное время.
Манометры могут быть классическими, с аналоговым циферблатом или электронным либо электрическим дисплеем.
Питание для электронасоса
Автомобильная бортовая сеть отлично подходит для большинства моделей, подключиться к ней можно через прикуриватель или клеммами к аккумулятору. Первый метод проще. Второй – надёжнее: при большой нагрузке не стоит рисковать штатным предохранителем, рассчитанным на прикуриватель.
Существуют и насосы со встроенной батареей, что еще больше повышает мобильность и независимость, позволяя качать надувную лодку рядом с водой и далеко от машины.
Полезный «вакуум»
Удобно наличие обратного клапана. Возможность принудительного откачивания воздуха из баллонов и досок позволяет максимально компактно укладывать уже опустошенные лодки, доски, пуфы и т.д.
А в моей машине есть насос!
Желание сэкономить понятно. Автомобильным компрессором и вправду можно накачать лодку, только на берегу придётся сидеть очень долго. Ведь этот насос поршневого типа не рассчитан на работу с такими большими объёмами воздуха.
А давление они создают очень высокое. Устал караулить происходящее, отвлёкся, и вот лодка уже перекачана. Это небезопасно.