Вы могли не слышать о парейдолии, но почти наверняка видели её. Визуальная парейдолия — неотъемлемая часть человеческой природы. Глядя на облака, мы порой узнаём в них лица, животных или вообще не существующих в природе драконов.
Мы продаем дружелюбные аноды!
Откуда у нас это странное умение?
Учёные объясняют эту способность особенностями эволюционного развития. Нашему мозгу необходимо мыслить очень быстро; когда-то от этого зависел сам вопрос выживания первобытных людей. Что шуршит в тёмных кустах — саблезубый тигр или представитель соседнего племени? Выигрывает тот, что «увидит» в невнятной фигуре хищника и соответствующим образом отреагирует. Хотя, возможно, реальной опасности там и не было.
И даже если исключить крокодилов с медведями. При контакте с представителями других племён куда важнее было соображать оперативно, и не обязательно правильно. Скорость в приоритете: давать шансы подозрительным чужакам опасно! Видишь что-то новое — живо решай, насколько оно опасно, пока тебя не съели.
Иными словами, парейдолии — это эффект быстрой и не всегда точной работы мозга. Он присваивает изображениям смыслы на основе информации, которая хранится в долговременной памяти. В каком-то смысле это «ложное опознание» на базе того, что нам хорошо знакомо.
Что касается лиц, их распознавание также было одним из важнейших навыков для выживания человечества. Поэтому мы и видим их всюду. Даже в тех объектах, где никаких лиц нет и быть не может: в складках скал, пятнах на стене, смятой ткани, на коре деревьев… Да хоть и в ножных насосах-лягушках.
И какой из всего этого прок?
Кроме того, что это просто любопытно и развивает творческие способности, известно множество случаев, когда обнаруженная схожесть с образом человека приносит немалые доходы!
К примеру, Ребекка Спейт из Небраски опознала в куске курицы из МакДональдса профиль президента Джорджа Вашингтона. Предприимчивая дама сохранила наггетс в морозилке, чтобы спустя три года продать его на знаменитом аукционе eBay. За $8100. Неплохо для иллюзии?
Ещё одна американка «увидела» в тосте с сыром Деву Марию. Впрочем, «увидела» — неподходящий глагол. Конечно же, узрела. 10 лет она любовалась образом, и всё же решилась расстаться с тостом. С того же eBay надкусанный бутерброд ушёл за 28000 (по другим данным, за 34000) долларов.
Чудеса — это очень серьёзно
Нейробиологи поясняют: святые лики на расплавленном сыре говорят нам не о сэндвичах, а о нас. О наших ожиданиях и том, как мы понимаем реальный мир, базируясь на этих ожиданиях. И если силуэт наггетса уже перевоплотился в профиль американского президента, «развидеть» это обратно почти невозможно.
Вопрос в другом. Одно дело видеть фигуры, лица и одушевленные объекты в бутерброде или кофейной гуще, но как это объясняет приведённые выше суммы? Почему кто-то готов платить тысячи долларов за иллюзии? Всё дело в желании многих верить в чудеса и искать подтверждения их существованию. Многие уверены, что печать сверхъестественного делает предмет чудодейственным. Словом, человек — существо эмоциональное, и именно поэтому парейдолия так воздействует на него.
Давайте же это использовать!
Уже. Промышленные дизайнеры взяли на вооружение парейдолию. Автомобили — один из наиболее ярких примеров антропоморфизма. Сходство «морды» машины с человеческим лицом люди заметили задолго до выхода мультфильма «Тачки». Главное, понять: насколько удачно те или иные элементы в передней части авто «играют» на руку продажам. Как видно на фото из сети интернет ниже, на нас смотрят не только тачки:
Но переборщить нельзя! Слишком высокая похожесть на человека может и оттолкнуть потребителя. Нужный эффект производят продукты, имеющие еле заметные антропоморфные элементы, не заметные большинству зрителей.
Нужно быть внимательным, и вы увидите: осушительная помпа улыбается вам.
Текст на нашем канале Яндекс.Дзен. Подписывайтесь!