Барометр показывает «великую сушь», солнце в зените обращает морскую гладь в мириады бликующих зеркальных осколков.
И катер — уверенно летит на скалы или в борт соседней яхты. Такое зрелище и взволнует, и испугает: что стряслось с капитаном? Сердце прихватило?
Но заменим лазурь небес на густое «молоко» тумана или тёмную стену осадков, — и история кардинально преображается. Недостаточная видимость — самая распространённая причина подобных происшествий.
Кроме опасности столкновений, туман и темнота коварно дезориентируют ещё до того, как вы заподозрите, что сбились с курса. И это случается не только в открытом море, где нет привычных ориентиров. В памяти многих водномоторников полно историй, как они, подобно заблудившимся грибникам, беспомощно плутали по знакомой реке или шли «наощупь» между островами залива и внезапно обнаруживали, что вернулись в место старта.
Туман или неприятный дождь могут ухудшить ситуацию внезапно. И выход на воду требует подготовки и особенной бдительности. «Водник» представляет перечень устройств, которые помогут обезопасить судно и команду на случай плохой видимости. Ведь порой и прогнозы погоды ошибаются, а кто предупреждён — тот вооружён.
Компас. В представлении не нуждается, прибор давно известный и необходимый на борту:
Навигатор куда сложнее и значительно полезнее, так как «привязывает» средство передвижения к карте. Непроглядные ночь или туман этому умному навигационному прибору нипочём: он выведет вас точно в запланированное место, к тому же предупредит в процессе о мелях и опасных местах.
К сожалению, «летучих голландцев», контейнеровоз или рыболовный траулер на рейде навигатор не покажет. И это особенно опасно в судоходных районах. Морской радар гораздо лучше поможет избежать столкновений.
В годы Второй Мировой, когда появились первые радары на судах, эта техника не была востребована гражданским флотом. Устройства занимали невероятно много места, были не слишком надёжны и вдобавок требовали для работы много обученного персонала. Возможность установки радиолокаторов в рубках маломерного гражданского флота появилась благодаря развитию микроэлектроники и современных методов обработки сигналов. Это сделало сегодняшний радар компактным, надёжным и удобным.
Модуль AIS (автоматической идентификационной системы, разработанной в 2000 году для уменьшения риска столкновений судов, и обязательной для грузовых судов выше 500 р.т., международные «грузовики» выше 300 р.т. и все пассажирские суда) позволяет оценивать навигационную обстановку абсолютно точно. Ведь каждые несколько секунд AIS передаёт оперативную информацию о том, что, куда и с какой скоростью движется (или стоит на якоре).
Анемометр точно определяет скорость и направление ветра, влажность воздуха, атмосферное давление. Это ваш персональный «метеоролог» на борту. Устройство, позволяющее достоверно оценить ближайшие погодные перспективы и действовать, ориентируясь на актуальные данные.
Современная техника обеспечивает высокую точность измерений и хорошую разрешающую способность. По сути, позволяет заглянуть за границы видимого глазом. К тому же технологии не остановились: судовая радиоэлектроника продолжает развиваться.
Последними достижениями на этом фронте можно считать создание интегральных навигационных систем, объединяющих функции нескольких приборов.
У пользователей популярны варианты типа два в одном: картплоттер с функцией эхолота или эхолот с GPS-модулем — это помогает выбрать наиболее подходящий комплект.