Что объединяет самолёт и вашу моторную лодку? Законы аэро/гидродинамики.
Характеристики транцевых плит и интерцепторов, корректирующих на ходу крен и дифферент больших катеров, мы уже описывали. А сегодня поговорим о более доступном устройстве, которое может существенно улучшить поведение небольшой лодки.
Гидрокрыло. Что это и на что оно способно
Гидрокрыло – это дополнительная пластина (или пара пластин), которая крепится к антикавитационной плите подвесного мотора. Принцип работы прост: вода движется быстрее по верхней части пластины, чем по нижней, создавая перепад давления. В результате появляется подъёмная сила. Тот самый эффект, благодаря которому летают самолёты.
Как разобраться, кому оно точно нужно: 4 верных признака
К сожалению, гидрокрыло – не волшебная палочка, а инструмент для решения конкретных проблем.
Протестируйте свой комплект прямо сейчас. Вот четыре случая, когда определённо стоит задуматься о его установке:
Короткая лёгкая лодка с мощным мотором, которая делает «кобру» на старте
Судно страдает от избыточного кормового дифферента (корма слишком сильно проседает)
Мотолодка буксирует воднолыжника или «ватрушку»: судну недостаёт прыти на старте
Перегруженный комплект с маломощным мотором, который еле-еле выходит на глиссирование
Какие результаты появятся после установки
• Более быстрый выход на глиссирование
• Лучшая управляемость
• Стабильность на курсе
• Экономия топлива в определённом диапазоне оборотов
• Уменьшение дельфинирования
В цифрах и фактах конкретные показатели выглядят следующим образом: в диапазоне 2600-3600 об/мин скорость может быть выше на 20%. Оптимальный режим работы с гидрокрылом: 3300-3600 об/мин, а вот после 4000 оборотов лучшие результаты у мотора без крыла.
С чем придётся смириться и как выбирать модель
Поскольку бесплатный сыр бывает только в мышеловках, за все плюсы нужно заплатить и здесь. Максимальная скорость немного снизится; а если не выбрать модель free drill, понадобится просверлить антикавитационную плиту. Съёмная модель дороже, но позволит экспериментировать без ущерба для ПЛМ.
Гидрокрылья бывают двух типов: монокрыло (цельная пластина) либо раздельные элементы. Материалы изготовления: пластик, углеволокно, алюминий, нержавейка.
Самое важное при покупке гидрокрыла — выяснить, нужно ли оно. Если ваша лодка слушается как шёлковая, легко выходит на глиссирование и не клюёт носом – возможно, стоит потратить деньги на что-то другое.
Но если вы узнали свою ситуацию в списке проблем выше — имеет смысл попробовать. Главное, не забывать: гидрокрыло — это не магическое устройство, а инженерное решение конкретных задач.
Выбрать гидрокрыло для лодочного мотора — здесь, а проконсультироваться со специалистами, нужно ли оно и какое лучше, — здесь.