Зима для каякеров, яхтсменов, водномоторников, — время остановиться. Повспоминать. Помечтать. Починить. Поменять. Докупить.
В новогодние каникулы-2020 мы беседовали о водных походах и морских прогулках с Евгением Ващенко, фотографом, блогером и каякером из Владивостока:
— В былые времена море вокруг нас было запретным для местных жителей и туристов: пограничники бдили и не пускали. Поэтому советский турист сплавлялся по внутренним водоёмам: речка, озеро, болото и всё такое. Немного позже с открытием границ выяснилось: за рубежом весьма популярен морской каякинг.
По большому счёту, морской каяк — известная нам туристическая байдарка. Отечественные модели почти в 100% случаев были складными, ведь их требовалось дотащить на себе до воды. А вот морская классика выполнялась цельно из разных материалов: дерево, шкуры животных, пластик… понемногу заграничные образцы начали проникать сюда. Они были прекрасны всем. Кроме размера.
Евгений не ограничивается только Дальним Востоком. В 2019 году он принял участие в Замоскворецком марафоне.
Все фото в этом материале авторства Е. Ващенко (кроме тех, источник которых указан дополнительно)
ЧУТЬ БОЛЕЕ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ:
Прообразы нынешних байдар делали коренные народы севера для транспортировки и охоты.
Название каяка родом из эскимосских языков «qajaq», «qayaq».
На узких лодках эскимосы занимались зверобойным морским промыслом в Беринговом проливе.
Соответственно каноэ были выполнены из кожи моржей и тюленей, натянутой на деревянный каркас.
Сшивали жилами и китовым усом, водонепроницаемость обеспечивали смолой.
— Водномоторники знают: «длина бежит». У вас так же?
— Да, на море длина лодки имеет немалое значение. На маленькой тебя будет крутить волнами, дёргать и качать. А длинная байдарка означает стабильный курс, управляемость, остойчивость.
Но большие размеры и осложняют многое. Транспортировка, хранение. Как это тащить до берега? И ещё: где приобрести? Не каждая транспортная компания доставит шестиметровую «колбасу». 6 м — много, норма — около пяти. Четыре уже ни о чём в плане мореходности. Но не транспортировки!
Длинный каяк хорош на воде, но его непросто перевозить.
Следующий этап развития каякерства в нашей стране: процесс специализации. Почти как у велосипедов. Когда-то была просто двухколёсная машина, а потом появились горные и пр., дальше горные стали подразделяться на типы и т.д. И каяки есть туристические, спортивные, акробатические для роллов (эскимосских переворотов), сёрфинговые (хорошо держащие волну) и так далее.
Особняком стоят сит-он-топы (sit-on-top). От классического сит-ин они отличаются устройством кокпита. В обычном гребец сидит внутри, а здесь как бы сверху. Нет юбки, не нужно осушать кокпит после переворота или купания. Просто перевернул лодку, и она сухая. Повышенная устойчивость означает безопасность. Сит-он-топ широкий, тяжёлый. Его сложно перевернуть, поэтому он хорош для неофитов: в случае переворота вернуться «на коня» может даже человек с минимумом подготовки. Ещё это отличная штука для рыбалки: можно приколхозить эхолот, подставки для удочек и комфортно наслаждаться. По-королевски.
На воде случается всякое. Каяк устоял, а вот многочисленным северокорейским шхунам не повезло...
— Соблазнительная картинка. А каким был твой первый?
— Это была туристическая модель. Я исходил из того, что можно приобрести здесь и своих массогабаритных характеристик. Покатался, освоился. Понял, что мне не нравится: чересчур туристический, тяжело управлять. Время было, решил попробовать сделать своими руками.
Сказано — сделано! "Осьминог" и "Матрас" на берегу.
— Как обстоят дела с производством байдарок вообще?
— Некоторые, как и я, занимаются судостроением самостоятельно. Промышленно много выпускают европейцы, чуть-чуть американцы. Разумеется, часть производства постепенно переходит в Китай, там выпускают как собственные разработки, так и бренды по лицензии. В нашей стране тоже появились производители, но, скажем так, у них не очень с культурой каякинга. И ничего хорошего про их «морские каяки» говорить не стану. Потому весь мир равняется на скандинавов, американцев, — тех, кто давно «в теме». Некоторые компании заказывают проекты лодок у самого Томассона Бьёрна.
Томассон Бьёрн — шведский гуру в постройке малых деревянных судов. Его проекты ожидаемо выполнены в «шведском» стиле:
вытянутый длинный корпус с прямым носом (у американских либо английских моделей острие носа заметно задрано, а носовая часть выгнута).
Фото с сайта Бьёрна: рабочий процесс и почти готовое каноэ
— А ты где заказывал проект?
— Скачал из интернета. Обычно чертежи продаются за деньги. Но Кристофер и Ник Кроухёрст несколько лет назад разработали и выложили в свободный доступ проект «Шрайк» (Shrike) — «Сорокопут». Чертежи в векторе, инструкции. Всё для популяризации байдарок гренландского типа. И народ по всему миру строит эти шрайки; их уже, по некоторым данным, около пяти тысяч более чем в 30 странах.
"Шрайк", фото с сайта
Производится этот каяк классических обводов из 4 листов фанеры, 5 кило эпоксидки, какого-то количества стеклоткани и минимума инструментов. По деньгам укладывается в 10 тысяч рублей. Работы, если у тебя руки нужным концом приделаны, — ну, на полмесяца.
Мой первенец выполнен по технологии «stitch and glue» («сшей и склей»). Листы фанеры сшиваются проволокой в готовое изделие и склеиваются. За два года «полётов» он показал себя вполне достойно: ничего не отклеилось, не развалилось. Хорошая ходкость, при желании можно гоняться, выходить в походы на день-два. Можно изучать «эскимоса» (эскимосский переворот). Для новичков сложноват, но у меня уже был определённый опыт.
— Женя, слышала, что после первого ты взялся и за второй? Хотелось чего-то принципиально другого?
— Они почти одинаковые. Но желания сделать именно два, конечно, не было. С первым вышло так: в чём-то ошибся, просчитался, а на практике потом было время понять, что нужно изменить. В общем, второй получился лучше. А потом пришлось и первый довести до ума. Они немного отличаются размерами.
Осталась одна проблема: с сиденьями. То, что я приколхозил, оказалось не очень удобным, там же иногда приходится сидеть и грести целый день. Купил пару байдарочных слайдов. Надеюсь, с ними будет комфортнее.
Это Seabird, на котором Евгений сотоварищи прошел сотни морских миль вдоль побережья
Тут мы подходим к факту: у нас не очень просто купить необходимое, в отличие от «зарубежа». Да и все каякерские магазины находятся в самом морском городе, столице пяти морей.
Зато юг Дальнего Востока может порадоваться за то, что у нас очень низкий порог входа в каякинг. Общался с москвичами. У них лодка, на которой можно грести, стоит около сотни тысяч. Плюс к каяку ещё нужно докупить разного (весло, юбка, ручная трюмная помпа, жилет и т.д.), и вот в поход ты пойдёшь как только насобираешь примерно 300 000 руб.
Жилеты для каякеров специальные, короткие и не стесняющие движения рук
А у нас Китай рядом. Недавно два предпринимателя начали возить оттуда каяки во Владивосток. Те, что произведены для европейцев. В итоге если взять каяк во Владивостоке и отправить в Москву, это будет дешевле, чем приобрести такой же в столице. Считаем: наш порог входа в хобби начинается от 40 тысяч рублей. Особо ушлые могут выгадать ещё раза в два, если привезут из Китая лодку сами.
За счёт чего ещё мы экономим? В Приморье есть лето. Вода летом тёплая, можно кататься в трусах и майке, никакой спецодежды. А у наших соседей сахалинцев благодаря тому, что остров расположен севернее, каякеров меньше. Ведь им ещё нужно экипироваться для холодной погоды. Да что там одежда, мы можем даже каякерский спасжилет не покупать: за тысячу привезут из Китая. А хороший жилет для сплава стоит в 10-20 раз дороже.
Летом красиво и тепло, не нужно какой-то особенной одежды. А виды с воды открываются великолепные!
Иногда идёт дождь, и тогда воды хватает: и солёной, и пресной. И сверху, и снизу
У моря туманы — привычное дело
Кстати, про спасжилеты. Помню времена, когда водномоторники катались без них, а как только ГИМС всерьёз взялся за проверки, — все как зайчики сидят в жилетах! Хоть плохонький, но «спасик». Все мои соседи по гаражам купили себе на рыбалку.
Ещё владивостокцам будет интересно узнать: вся Москва гребет на SUPах только в жилетах! У нас ни один сапбордер не наденет его. Доска ж не тонет, зачем ему жилет. Но разница в том, что в столице ГИМС контролирует САПы как плавсредства, а у нас на Дальнем Востоке — нет.
(публикации блога на Яндекс.Дзен)