Корзина

Аноды

Аноды

Протекторная защита: для чего на воде нужны аноды?

Не волноваться о гальванической коррозии можно с байдаркой или весельной надувной лодкой. Все плавсредства с металлическими элементами ниже ватерлинии заставляют судовладельца искать методы защиты. Как пассивный вариант предохранения, окрашивание корпуса чуть затруднит разрушительный процесс. Но лакокрасочное покрытие не предотвратит электрохимической коррозии и главное, не устранит причин её появления.

Пара как источник проблем

Суть данной коррозии кроется в превращении двух различных металлов (например, гребной винт из нержи и «нога» ПЛМ из алюминиевого сплава) в гальваническую пару. В судостроении это стабильный поставщик проблем. Отличного электролита в виде воды за бортом полно, и вот металл с наиболее низким значением электрического потенциала становится анодом. Второй металл превращается в катод. Первый активно корродирует и разрушается, теряя электроны, которые стремятся к катоду.

Принцип электрохимической защиты в иллюстрациях: цветные спасают чёрного от язв.

К сожалению, для появления гальванической пары на судне не обязательно и наличие разных металлов. Постоянное присутствие электролита даже однородные поверхности преобразует в крошечные аноды и катоды, поскольку сплавы не абсолютно однородны, а с микроскопическими примесями.

Гальваническая коррозия, основанная на электропотенциале пары металлов, — явление опасное само по себе. Усугубляет ситуацию электричество. Блуждающие токи, которые «испускает» береговая сеть электроснабжения, значительно усиливают скорость разрушения.

Этот процесс вызывается и внутренними источниками. Плохая изоляция проводки, короткое замыкание в лодочной сети, подмокшие контакты, ошибки в подключении электрооборудования. Такое судно будет активно «вредить» соседям по марине, если у них лучшее заземление. 

Антикоррозийные аноды-спасатели

Пока в составе корпуса сосуществуют различные металлы, прекратить разрушительное действие судовладелец не в силах. Зато может возглавить процесс, «подсунув» коррозии нечто более привлекательное. Протекторы многие десятилетия защищают двигатели, угловые колонки, гребные винты и прочие ценности. Эти «нашлёпки» разной формы интенсивно корродируют, отдавая себя для сохранения важных подводных элементов. Не зря аноды называют жертвенными.

• Цинк

Точнее, сплав цинка с кадмием — наиболее распространённый материал для изготовления протекторов, что «работают» в любой воде: солёной, слабосолёной, пресной. Но в последнем случае результативность цинковых протекторов несколько ниже, нежели у альтернативных вариантов. К тому же в речной воде «цинки» покрываются слоем оксидов, снижающим эффективность работы. Серьёзный минус сплавов цинка с кадмием ещё в токсичности: при разрушении протекторов ядовитые частицы скапливаются на дне водоёмов.

• Алюминий

Малые суда, курсирующие в районах, где реки впадают в моря, не обходятся без анодов из сплавов на основе алюминия. Оптимальными условиями для них считают внутренние и смешанные солоноватые воды.

Даже на алюминиевом судне такой протектор стабильно работает, так как окисляется первым благодаря продуманным добавкам в сплаве.

Производители силовых установок используют и рекомендуют эти аноды для своей продукции, предназначенной к эксплуатации в морской воде. Без протекторной защиты «нога» подвесника подвергается коррозии необратимо быстро, и многие последствия разрушения невозможно устранить.

• Магний

Настолько эффективен в солёных водах, что крайне не рекомендуется к установке на морские суда. В присутствии солей растворяется с рекордной скоростью из-за высокой разности потенциалов магния и металла, который защищают. К тому нередко это провоцирует разрушение окраски корпуса: морские краски-«необрастайки» содержат микроскопические частицы металлов. Зато в пресных водах магнию нет конкурентов; он обеспечивает превосходную электрохимическую защиту.

Важное об их работе



Ключевое правило: регулярная инспекция защитных анодов и замена по мере износа свежими. Если они расходуются слишком быстро или, напротив, долго сохраняются, — в протекторной защите есть проблемы. Возможно, тип анода выбран неверно или допущены ошибки при его установке.

Протектор, полностью растворившийся за один сезон, — маленький. Нужен размер покрупнее.

Анод разрушается в процессе эксплуатации

Иногда пользователи, не вполне понимающие суть анодной защиты, красят протекторы вместе с остальным корпусом лодки или «ногой» мотора. Это принципиальная ошибка. Жизнь легкозаменяемых анодов коротка, зато они сохраняют гораздо более ценные металлические элементы судна.

Копеечная экономия на протекторной защите чревата последствиями.