Корзина

Бортовые огни: кормовые

Навигационные огни: обозначить судно на воде

ПДД запрещают движение автомобилей с неработающими фарами или «габаритами». Судно на воде тоже должно быть оборудовано навигационными огнями по всем правилам. Эти требования регламентированы двумя документами: МППСС и ППВВП*.

Светить и разъяснять

В тёмное время суток или в условиях плохой видимости ходовые, топовые, кормовые огни позволяют судам обозначать себя на воде. Навигационные огни в разных комбинациях дают важную информацию: каковы размеры судна, стоит оно или движется и в каком направлении. На ходу под двигателем или под парусами, с какой стороны безопасно с ним разойтись.

Размеры судна обозначают топовые огни: один или два (для судов свыше 50 м) находятся наверху мачты. Сзади габариты обозначаются кормовыми огнями. Бортовые по правилам установлены следующим образом — красный слева, зеленый справа. Кроме места установки и цвета в правилах для каждого из световых огней строго оговорено и то, как огни излучают свет (ширина и направленность светового пучка). К примеру, каждый из бортовых огней должен освещать дугу горизонта в 112,5°, а топовый – в 225°.

Вертикаль и горизонталь: как не стать помехой

Приобретая эти светотехнические приборы, судовладелец должен учитывать, где и как будет крепить их: вертикально или горизонтально. Огни устанавливают на мачты, стойки, борта, кабины, рубки, тарги...

Корректно выбранное место и верный угол расположения обозначают: сигналы будут видны. Если ошибиться с установкой, «неправильную» иллюминацию заметит разве что заходящий на посадку гидросамолёт. В лучшем случае можно будет понять: яхта или катер на ходу. Но идут ли они в сторону наблюдателя или удаляются – загадка!

Выбирать тип огней

Производители выпускают огни двух типов: одиночные (отдельно стоящие) и комбинированные. Последние представляют собой колбу или две, где собраны различные цвета. Световой пучок делится на красный и зелёный, сверху расположен белый топовый огонь.

Устройства также делятся по материалам изготовления (устойчивые к коррозии пластик, алюминий, нержавейка) и способам установки (врезные, накладные). Лампы используют галогенные или светодиодные. Вторые долговечнее и экономичнее, но дороже.

Ставить ли на ПВХ

Большая часть «пневматического флота» под новые условия регистрации не попадает, судового билета не имеет. Соответственно, закон ничего не говорит о необходимости наличия судовых светотехнических приборов на лодках ПВХ. Однако вопрос о том, как обозначить небольшую лодочку в тёмное время суток или в условиях ограниченной видимости — проблема личной безопасности судовладельца.

Из ассортимента предлагаемых производителями вариантов хозяева резиновых лодок выбирают те ходовые огни, что работают на стандартных батарейках и крепятся на транец посредством струбцины либо фиксируются присосками.

*Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС); правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП).