Чтобы стать инвазивной рыбой, нужно быть неразборчивым обжорой. И выживать там, где не умеют местные — в замёрзших или пересохших водоёмах...
Весна на озере Ханка (Приморский край)
Ротан-головешка — известная сегодня уже многим пресноводная рыба родом с Дальнего Востока. В России и на северо-востоке Китая ротан всегда жил спокойно и в гармонии с «соседями». Местные хищники (птицы, рыбы) вполне регулировали численность ротана. Особенно рад наличию такой кормовой базы был змееголов.
В прошлом веке началась глобальная инвазия: perccottus glenii двинулся на запад по всем водоёмам России. Сегодня сложно выяснить, целенаправленно ли кто-то занимался распространением этого подводного жителя либо это случилось ненамеренно. Есть версии, что малька ротана могли выпустить аквариумисты или завезти случайно с рыбой других видов. Ихтиологи отмечают, что распространять эту «заразу» могут и рыболовы (используют ротанов как живца), и утки (клейкая рыбья икра переносится из одного водоёма в другой на птичьих оперении и лапах).
Так или иначе, сегодня он распространён по всей России и встречается даже в некоторых странах Европы.
Несомненным фактом остаётся то, что этот малосимпатичный на вид хищник ест всё подряд, начиная с икры и мальков. Клевать может на любую наживку и даже на пустой крючок. Портит всю рыбалку — ну какое удовольствие ловить такую лёгкую добычу?!
😄 Прожорливость высмеивается даже в рыбацкой шутке: почему из ротана нельзя варить уху? Потому что он сожрёт всю картошку в котле!
К хорошему аппетиту и неразборчивости в еде добавим невероятную плодовитость. Откладывая массу икринок, perccottus glenii настолько увеличивает концентрацию рыбы в водоёме, что уровень кислорода в воде снижается. В итоге головешке всё равно, а вот другим, более прихотливым видам, крайне тяжело. Они вымирают, а большеротый ротан продолжает плодиться дальше.
Особенно болезненна такая интродукция для мелких озёр и прудов. В водохранилищах и более крупных водоёмах этот процесс не так критичен: крупные хищники как-то регулируют численность восточного «пришельца».
Но это не всегда. Учёные бьют тревогу, к примеру, по причине того, что ротан завоёвывает Байкал, угрожая целому ряду уникальных видов рыб-аборигенов. Ведь «заезжий» хищник базируется на мелководье, а там кормится и подрастает молодь омуля и другая ценная ихтиофауна.
Вот он, змееголов. Крупненький!Ещё один известнейший нежелательный вселенец — змееголов. Эту крупную (до 1 метра) пятнистую рыбу можно считать историческим соседом ротана: своё победоносное шествие по планете он также начал с Дальнего Востока, где жил себе в Янцзы и реках-озёрах Приморья (Уссури, Хасан, Ханка).
Как и его мелкий инвазивный собрат, «змей» отличается потрясающей живучестью и легко переносит нехватку кислорода. Но он превзошёл ротана, поскольку способен до пяти суток жить вообще без воды! Channa argus закапывается в мокрый грунт. А ещё он умеет ползать в направлении своей мечты, то есть другого водоёма. На изрядные дистанции.
Серьёзной проблемой этот инвазивный вид считается в двух регионах: бывшие советские республики Средней Азии и Северная Америка (сюда он попал в 2013 году при акклиматизации толстолобика и уже получил кличку «посланник ада»).
Как и ротан, channa argus охотно и легко расселяется по рекам, озёрам и разливам и подрывает численность многих видов аборигенной ихтиофауны, поскольку активен, прожорлив и неприхотлив. Многие обеспокоены тем, что плодовитый змееголов не только конкурирует с местными хищными видами рыбы, но и уничтожает их кормовую базу.
У змееголова есть один важный плюс: многим рыбакам он по душе как объект азартной охоты (например, в Приморье даже проводятся регулярные соревнования по ловле «змея»), а также представляет кулинарный интерес. Мелких костей нет, чешуи нет, мясо нежное — но, конечно, о вкусах не спорят, и на каждого любителя ухи или котлет из «змейбашки» найдётся свой рыбный критик.
(Источник: наш канал на Яндекс.Дзен)