Швартовка или отход в сложных условиях — стресс. Часто значительный. Беспокойство о повреждении своего или чужого катера превращает долгожданный отдых в кошмар. Умение уверенно управлять судном не приходит в порыве вдохновения. Необходима практика.
Когда суда стоят борт к борту, не всегда просто встать на своё место, особенно в непогоду...
Бывалые мореходы знают, насколько это сложно
Многие из автомобилистов, не родившихся с рулём в руках, помнят, до чего трудно было «въезжать» в тонкости парковки. Усугубим расклад: фура с прицепом. Как на ней сдать задним ходом в узкое пространство или вписаться в крутой поворот городских улиц с запаркованными обочинами?
На воде всё иначе, но не менее драматично. Главное отличие — когда ситуация выходит из-под контроля, вы не можете нажать педаль тормоза, осмотреться и обдумать дальнейший алгоритм.
Например, заходите в гавань, разворачиваетесь для швартовки. По закону подлости усиливается прижимной ветер. Дорогую вашему сердцу и кошельку лодку начинает сносить на причал, недешёвый катер или всё разом. Выход в море тоже не всегда прост. При свежем боковом ветре отход опасен серьёзным риском наваливания на соседние лодки.
Почему так происходит?
На прогулочных катерах установлен подвесной мотор. Его гребной винт преобразует вращение вала в упор — силу, толкающую судно продольно. Вперёд или назад. А ветер или течение сносит корпус вбок.
У яхт с валопроводом и гребным винтом внизу под корпусом свои проблемы: заброс кормы, он же реактивный момент. Проявляется следующим образом — в начале движения судна, особенно задним ходом, корма смещается в поперечном направлении. Опытные капитаны могут использовать такое поведение судна для элегантного подхода и отхода, но как получить навыки, когда риск слишком велик?
Хорошо, когда всё хорошо заканчивается!
Как и чем помогают подруливающие устройства
Львиную долю напряжения снимает этот удобный инструмент. Без дополнительных глаз, рук, нервов и багров с ним проще противостоять ветру и течению, безопасно маневрировать в стеснённых условиях.
ПУ, установленное на носу или корме, всасывает воду с одного борта и выталкивает с другого. Это обеспечивает точное управление и даёт капитану полный контроль. Благодаря боковой тяге лодка движется лагом, разворачивается на месте или удерживается в нужной позиции.
Носовая подрулька расположена ниже ватерлинии и видна не всегда.
Типы, размещение, мощность: как выбирать
Для того, чтобы подрулька удовлетворила ваши требования к эффективности, решающее значение имеет выбор модели. Его определяют парусность судна и грамотное размещение устройства.
Чаще всего мы видим ПУ ниже ватерлинии в носовой части.
В английском языке оно имеет собственное имя: bow thruster.
Соответственно, на корме устанавливают stern thruster.
Как правило, подруливающие устройства упрятаны в сквозной поперечный тоннель внутри корпуса. Часто тоннель устанавливает производитель:
Отверстие для установки ПУ сделано в заводских условиях производителем катера.
Необходимость прорезать большие отверстия в носовой части предсказуемо нервирует некоторых капитанов. Альтернативой станет внешний блок. Он располагается снаружи и значительно проще в монтаже.
Производители предлагают такие модели как для размещения на носу, так и на корме. Правда, накладные устройства более чувствительны к ударам, ведь они ничем не защищены.
Ещё один механизм: выдвижная подрулька. Она вмонтирована в нишу на днище и высовывается наружу, чтобы поработать. А когда не нужна — прячется под крышкой, чтобы снизить турбулентность.
С точки зрения мощности выбор сводится к двум вариантам: наиболее распространённый электрический и гидравлический. Второй тип — обычный для крупных судов, на борту которых уже установлены гидравлические системы для шлюпбалок или брашпиля.
Капитан довольный и спокойный — всем на борту комфортно и радостно.
Резюмируем: подруливающее устройство — это не чудо, но инструмент удобный.