Корзина
  1. Главная
  2. Швартуйтесь как профессионал! С подруливающим устройством и без стресса

Швартуйтесь как профессионал! С подруливающим устройством и без стресса

Швартовка или отход в сложных условиях — стресс. Часто значительный. Беспокойство о повреждении своего или чужого катера превращает долгожданный отдых в кошмар. Умение уверенно управлять судном не приходит в порыве вдохновения. Необходима практика.

Яхт-клуб «Семь футов» (Владивосток), вид сверхуКогда суда стоят борт к борту, не всегда просто встать на своё место, особенно в непогоду...

Бывалые мореходы знают, насколько это сложно

Многие из автомобилистов, не родившихся с рулём в руках, помнят, до чего трудно было «въезжать» в тонкости парковки. Усугубим расклад: фура с прицепом. Как на ней сдать задним ходом в узкое пространство или вписаться в крутой поворот городских улиц с запаркованными обочинами?   

На воде всё иначе, но не менее драматично. Главное отличие — когда ситуация выходит из-под контроля, вы не можете нажать педаль тормоза, осмотреться и обдумать дальнейший алгоритм.

Например, заходите в гавань, разворачиваетесь для швартовки. По закону подлости усиливается прижимной ветер. Дорогую вашему сердцу и кошельку лодку начинает сносить на причал, недешёвый катер или всё разом. Выход в море тоже не всегда прост. При свежем боковом ветре отход опасен серьёзным риском наваливания на соседние лодки.

Яхта Норд и катер. Владивосток

Почему так происходит?

На прогулочных катерах установлен подвесной мотор. Его гребной винт преобразует вращение вала в упор — силу, толкающую судно продольно. Вперёд или назад. А ветер или течение сносит корпус вбок. 

У яхт с валопроводом и гребным винтом внизу под корпусом свои проблемы: заброс кормы, он же реактивный момент. Проявляется следующим образом — в начале движения судна, особенно задним ходом, корма смещается в поперечном направлении. Опытные капитаны могут использовать такое поведение судна для элегантного подхода и отхода, но как получить навыки, когда риск слишком велик?

Швартовка катера, ВладивостокХорошо, когда всё хорошо заканчивается!

Как и чем помогают подруливающие устройства

Львиную долю напряжения снимает этот удобный инструмент. Без дополнительных глаз, рук, нервов и багров с ним проще противостоять ветру и течению, безопасно маневрировать в стеснённых условиях.

ПУ, установленное на носу или корме, всасывает воду с одного борта и выталкивает с другого. Это обеспечивает точное управление и даёт капитану полный контроль. Благодаря боковой тяге лодка движется лагом, разворачивается на месте или удерживается в нужной позиции.

Катер с установленным носовым подруливающим устройствомНосовая подрулька расположена ниже ватерлинии и видна не всегда. 

Типы, размещение, мощность: как выбирать

Для того, чтобы подрулька удовлетворила ваши требования к эффективности, решающее значение имеет выбор модели. Его определяют парусность судна и грамотное размещение устройства.

Чаще всего мы видим ПУ ниже ватерлинии в носовой части. 

Носовое подруливающее устройство на катереВ английском языке оно имеет собственное имя: bow thruster. 

Соответственно, на корме устанавливают stern thruster.

Как правило, подруливающие устройства упрятаны в сквозной поперечный тоннель внутри корпуса. Часто тоннель устанавливает производитель:

Катер Вельветт с тоннелем для подрулькиОтверстие для установки ПУ сделано в заводских условиях производителем катера.

Необходимость прорезать большие отверстия в носовой части предсказуемо нервирует некоторых капитанов. Альтернативой станет внешний блок. Он располагается снаружи и значительно проще в монтаже. 

Производители предлагают такие модели как для размещения на носу, так и на корме. Правда, накладные устройства более чувствительны к ударам, ведь они ничем не защищены.

Ещё один механизм: выдвижная подрулька. Она вмонтирована в нишу на днище и высовывается наружу, чтобы поработать. А когда не нужна — прячется под крышкой, чтобы снизить турбулентность.

С точки зрения мощности выбор сводится к двум вариантам: наиболее распространённый электрический и гидравлический. Второй тип — обычный для крупных судов, на борту которых уже установлены гидравлические системы для шлюпбалок или брашпиля.

Довольный спокойный капитан за штурваломКапитан довольный и спокойный — всем на борту комфортно и радостно.

Резюмируем: подруливающее устройство — это не чудо, но инструмент удобный.