Корзина
  1. Главная
  2. Шесть известных способов испортить сезон. Проверьте свою лодку заранее

Шесть известных способов испортить сезон. Проверьте свою лодку заранее

Дождались! Вода постепенно становится «жидкой», и по регионам, начиная с южных, открывается навигация. В Приморском крае долгожданная дата объявлена 8 апреля 2022 года.

стоянка лодок и катеров, Владивосток

К периоду массового выхода на воду катеров, РИБов и демократичных «надувнушек» предлагаем перевод статьи от экспертов-страховщиков.

Специалисты десятилетиями собирали невесёлые весенние истории о страховых случаях на воде. И вот самые распространённые проблемы, которые безнадежно губят не только настроение, но порой и целый сезон (что уж говорить о кошельке). Главное: их вполне можно избежать! 

Ищите трещины, ржавчину, протечки

Самые частые источники затопления судов: старые шланги, ржавые фитинги или хомуты, протекающие сальники и сильфоны с трещинами.

коррозия хомута

Проверьте все шланги. Плотно ли они прилегают? По возможности они должны быть дважды зажаты. Необходимо заменить всё, что демонстрирует признаки возраста и усталости: жёсткость, утечки, трещины.

Хомуты обычно ржавеют там, где их трудно заметить. После проверки подводных фитингов на берегу, осмотрите их ещё раз после того, как лодка побывает в воде. На всякий случай.

Случай из практики

В одном из заявлений в страховую компанию судовладелец написал: вода всегда хорошо уходила из кокпита.

Но однажды судно предсказуемо пошло ко дну. И ещё хорошо, что в доке, а не в море. Весёлый весенний ливень заполнил кокпит галлонами воды. Из-за дырявого шланга они стекали не за борт, а в трюм. Воды в итоге набралось столько, что лодка вначале осела, а потом затонула. Водоотливная помпа не работала.

Фото: https://www.boatus.com

«Раз, два, три», — это не вальс! Это нормальный сальник

Судам со стационарными двигателями часто помогают утонуть сальники. При правильной настройке во время работы мотора и вращения вала допускается небольшая «утечка» со скоростью две-три капли в минуту. Когда вал в покое, капать не должно.

При чрезмерном протекании необходимо отрегулировать сальник, но будьте осторожны — не перетяните гайки!

Как проверить помпу (и чего вообще от неё ожидать)

Трюмный насос не предназначен для спасения судна в экстремальных ситуациях. Это устройство уберегает от мелких неприятных протечек и в идеальном случае даёт чуть больше времени (чтобы вы могли исправить  положение).

Но для этого нужно убедиться в работоспособности помпы. Лучший способ проверить это: имитировать природу и налить немного воды в трюм. Вы моментально узнаете, как функционируют все компоненты системы.

Обнаружились проблемы? Проверьте электрические контакты на насосе и выключателе (чаще всего они являются причиной отказа).

Пары, топливо, огонь

Пожар на борту — страшная история. Причиной утечки легковоспламеняющихся паров и последующей беды бывают топливопроводы. Тщательно обследуйте все шланги на предмет излишней мягкости, хрупкости, трещин. Всё подозрительное немедленно замените! Проверьте на предмет утечек соединения и все остальные компоненты топливной системы: баки, насосы, фильтры. Можно использовать сухую тряпку или довериться собственному носу. Зажимы и хомуты должны держать плотно и быть без ржавчины.

топливный бак, коррозия

Более чем в половине всех пожаров, согласно нашей информации, повинна электрическая система судна. Чаще всего возгорания случаются из-за неисправностей в сети постоянного тока. Лучшая защита: тщательно проверить, зачистить, затянуть все контакты. Некачественные соединения  «искрят» и нагреваются. Излишнее тепло чревато возгораниями.

Шпильки, гайки, шайбы должны быть медными, а не стальными или алюминиевыми: разнородные металлы грозят гальванической коррозией клемм. Очистите клеммы батареи.

Многие старые катера оснащены дополнительным оборудованием: более заметные огни, вентиляторы, каютные и палубные светильники, картплоттеры, акустические системы и так далее, но электропроводка и панели переключателей остаются прежними. Это также чревато перегревом.

Тросы дистанционного управления

К сожалению, и они нередко приводят к страховым случаям. Намного чаще, чем вы могли бы подумать.

Один немаленький катер вышел на воду впервые в сезоне. Когда судоводитель включил задний ход, чтобы встать, крейсер продолжил движение и вписался в соседнее судно. Виноватой оказалась… гайка! Она открутилась от места крепления троса переключения передач.

Обрыв троса на ходу — чрезвычайное положение, порой и с риском для жизни. Вряд ли кто-то добровольно захочет убеждаться в этом на воде.

Рулевые тросы, а также тросы дроссельной заслонки и переключения передач «спрятаны» внутри оболочки — и их состояние невооружённым глазом не увидеть. 

Их можно проверить на люфты с помощью приводящих рычагов, а оплётку кожуха внимательно осмотреть на предмет растрескивания и высыхания. Заметили на оболочке следы ржавчины? Скорее всего, это признаки коррозии троса!

Ну уж на суше-то какие страховые случаи?!

Проблемы с шинами лодочного прицепа — причина №1 для претензий при транспортировке. Это не просто мелкая неприятность: из-за такого рода проблем возможны и серьёзные ДТП. Лысая резина, трещины на покрышках — явный признак того, что колёса нужно менять.

Не забывайте о запаске и манометре для проверки давления.