В последние пару лет жители Приморского края всё чаще стали наблюдать деревянные северокорейские баркасы. Рыбаки на утлых судёнышках бороздят наши территориальные воды, просят убежища во время штормов, укрываются в бухтах Хасанского района. И, к сожалению, далеко не каждый выход в море оканчивается благополучно. Разбитыми шхунами щедро усеяно дальневосточное побережье.
Кстати, останки северокорейских шаланд прибивает не только к российским берегам. В 2017 и 2018-ом около двух сотен жутких находок обнаружили в территориальных водах Японии.
Прямо в море улов (рыба, кальмар, краб) перегружается на суда из Китая, а те ввозят морепродукты в страну уже как собственный товар.
В соцсетях, на форумах, в комментариях к новостным лентам приморцы активно обсуждают происходящее. Не станем множить политические и экономические дискуссии, а представим ситуацию с другого ракурса. Как устроены шаланды КНДР, чем оснащены, что на них есть и как работает. Тем более, положение (и географическое в том числе) обязывает. «Корейцев» вокруг такое обилие, что даже специально собираться в дорогу особенно нет надобности. Несколько автобусных остановок, и вы на месте. Смотрите, поражайтесь, снимайте фото/видео.
Бедность делает азиатских мореходов абсолютно отчаянными. Экипаж в зависимости от размеров баркаса может составлять от 4-5 до 12-14 человек. Постройки в основном деревянные, хотя, если судить по т.н. «кладбищу браконьерских лодок» в Хасанском районе на приграничной с КНР и КНДР территории (мыс Островок Фальшивый), иногда в море выходят и более основательные железные шхуны. Привальник и форштевень из осмолённого бруса, поэтому шаланды такие чёрные.
Маленький четырёхтактный дизелёк (иногда в наличии запасной) с румпельным управлением, но попадались и экземпляры со штуртросами. Небольшой электрогенератор, гребной винт из «современных композитных материалов»…
Как правило, без радаров, ходовых огней и карт погоды; кое-когда с примитивным навигатором.
Деревянный роульс на носу для таскания сетей. В качестве кильгарда прибита полоса протектора от изношенных автомобильных шин. На борту — опознавательный номер. Палуба баркасов покрупнее оснащена невысоким навесом из деревянных столбиков и реек с тентом, минимально укрывающим в непогоду.
Удивляет не то, что для многих джонок последствия тайфунов и штормов столь плачевны. Скорее, наоборот. Как этому маломерному флоту, «годному» разве что для прибрежного лова в штиль, удаётся преодолевать сотни миль в открытом море и возвращаться с добычей домой.
Но не всем.
Публикация статьи на Дзен.Яндекс. Подписывайтесь на наш канал!