До появления раций, радаров и светодиодных устройств на кораблях обходились фонарями, что работали на сальных свечах или масляных светильниках с открытым огнём. Позже появились керосиновые лампы. Только представьте, насколько велики должны быть эти устройства, чтобы свет был заметен на несколько миль в непогоду!
(перевод)
По долгу службы я проверяю осматриваю много катеров, яхт, моторных лодок. И примерно треть судов не соответствует требованиям к сигнальным огням.
Это жуткие цифры. Мы ведь помним, что речь про оборудование, непосредственно влияющее на безопасность?
Просто представьте: спасательный жилет или огнетушитель сработают два раза из трёх, когда вы ими попытаетесь воспользоваться. Впечатляет, верно?
Что приходится видеть чаще всего? Конечно, технические проблемы. Перегоревшие лампы, помутневшие линзы, оборванные провода. Но гораздо серьёзнее тревожит тот факт, что сигнальные огни либо неграмотно установлены производителем, либо в конструкции судна что-то изменено владельцем или теми кто ремонтировал (тюнинговал) корпус.
Требования к размещению судовых огней на флоте регламентированы соответствующими законодательными актами. Это международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС) и правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП)).
Общие требования универсальны: в условиях ограниченной видимости (тёмное время суток, густой туман, сильные осадки) судно должно быть внятно обозначено на воде навигационными огнями. Конфигурация и количество основано на размерах судна, способах движения, специальной деятельности (например, буксировка или траление). Размеры, направление курса и тип движения судна определяют именно ориентируясь на свет и цвет. И от видимости и однозначности зависит безопасность.
Переходим к практике. Проведите осмотр и убедитесь, что огни выбраны верно, установлены правильно и функционируют должным образом.
Включайте по очереди каждый и проверяйте. Особенное внимание уделите вопросу: не заслоняет ли что-то видимость огней? Нет ли перегоревших ламп? Не ослепит ли фонарь человека, находящегося на мостике или верхнем посту? Блики и засветка от корпуса не должны мешать судоводителю (поэтому качественно настроенный огонь и не светит вниз). Светить вверх бессмысленно и невыгодно.
Не заслонены ли ваши огни шторами, надстройками корпуса, стойками, леерным ограждением?
Не пропускайте ничего — ищите перепутанные лампы.
Я не раз и не два видел красные и зелёные бортовые огни не на тех сторонах, где им положено быть.
Владельцам парусных яхт может быть проще проверить работу установленных на мачтах огней ночью в доке: издали и со стороны всё хорошо видно.
Всмотритесь пристально в сами огни. Они не повреждены? Горят ярко? Тусклое свечение может быть вызвано установкой лампы неподходящего типа, повреждением корпуса, грязной линзой, коррозией контакта.
В итоге решающее значение имеет то, насколько ваши световые сигналы заметны на расстоянии в плохую погоду. И, увы, соблюдение «буквы закона» не всегда означает, что удовлетворён дух закона. Я видел немало установок, отлично удовлетворяющих минимальным требованиям (ясная погода, нет волн, небольшое расстояние), но терпящих фиаско в менее идеальных условиях, когда особенно критично обозначить себя на воде.
Фонарь частично перекрыт ограждением (фото: https://www.boatus.com)
От кого прячется за штору этот бортовой фонарь? Каков шанс увидеть его здесь в непогоду за десятки метров? (фото: https://www.boatus.com)
Вроде бы большой и ничем не закрытый фонарь... Интересно, ярко ли он светит? (фото: https://www.boatus.com)
Проблемы варьируются от плохого расположения световых приборов (нагляднейший пример – заподлицо установленные бортовые огни в корпусе под поручнями) до собственно ламп, которые нередко слишком маломощны, малы по размеру или просто не работают.
Не бойтесь менять установленные производителем или предыдущим владельцем огни на более мощные и надёжные блоки!
Светодиодные модели стали популярны благодаря многочисленным преимуществам. Более длительный срок службы, меньшая потребляемая мощность, герметичная конструкция, стойкость к механическим воздействиям. Но не пытайтесь самостоятельно менять лампы накаливания на светодиоды. Конструкции созданы производителем как единое целое, и простая замена лампы не означает, что новая комбинация будет соответствовать требованиям.
Убедившись, что всё в рабочем состоянии, проверьте и наличие запасных ламп на борту.
Многие судовладельцы оформляют свои катера, яхты и РИБы разнообразными световыми инсталляциями. Безусловно, это дело вкуса. Главное, помнить: декоративные световые установки не должны быть напоминать навигационные либо имитировать сигналы бедствия. И, разумеется, вся эта красота не должна ухудшать видимость судовых навигационных огней.
(Но только взгляните: как круто выглядят подводные светильники!)
Проверка работоспособности сигнальных огней перед поездкой не отнимет у вас много времени, но это обезопасит на воде как вас, так и тех, с кем вы можете встретиться.