Акция закончится через:
Подробности акции
Корзина
  1. Главная
  2. Капитану нужны глаза на затылке

Капитану нужны глаза на затылке

Опасности появляются с любой стороны

Преамбула от переводчика и редактора

Признаться, мы сомневались. Стоит ли публиковать этот перевод на нашем канале? Вы, уважаемый читатель, скорее всего живёте в России. И пользуетесь почти наверняка надувной лодкой (многие даже без мотора) на небольших (или более серьёзных реках, озёрах и водохранилищах)...

А публикация, которую мы предлагаем, взята на американском сайте и описывает специфические реалии Калифорнии. Океан, мощные суда, крытые марины (!) и прочий кайтфишинг*.

Однако безопасность на воде — это всё ж тема вне географии и экономики, согласитесь?

Поэтому мы не только публикуем перевод. Предлагаем читателям поделиться своим опытом и своими историями.

Шкипер! Прежде чем добавить газа или резко изменить курс лодки,
возьмите за привычку всегда смотреть за корму.

Тим Бауэр

Фото: https://www.boatingmag.com/story/how-to/boaters-need-eyes-in-the-back-of-their-heads/

Фото: https://www.boatingmag.com/story/how-to/boaters-need-eyes-in-the-back-of-their-heads/


По зеркальной морской глади морю мы с экипажем возвращались в Калифорнию с острова Санта-Каталина. 200-сильный мотор Suzuki спокойно выдавал 24 мили в час. К середине 30-мильного перехода я не видел никаких судов между нами и берегом. Поэтому немного утратил бдительность…

Один из членов команды случайно оглянулся и тут же ткнул меня локтем с криком: «Джим! Осторожно!»

Я обернулся: с кормы по правому борту стремительно надвигалось небольшое судно. Угрозу мы заметили, когда оно было примерно в 200 футах (около 60 метров) от нас. С ошеломительной скоростью лодка резко поворачивала в нашу сторону. Спустя несколько секунд она пересекла бы наш курс в опасной близости.

Я резко добавил газу, и верный Suzuki молниеносно увёл наше судно от беды. Вторая лодка, не меняя курса и скорости, тут же пересекла наш кильватер…

Эта история преподнесла не один урок в морском деле.

Во-первых, поскольку на воде появляется всё больше неопытных владельцев лодок и катеров, судоводителям нужно быть более внимательными.

Вернёмся к нашей истории. Да, опытный шкипер, обгоняя нашу лодку, изменил бы курс. Но вы не можете рассчитывать на это! На воде всё как на дорогах: соблюдайте правила движения и будьте внимательны к знакам и окружающим. И не удивляйтесь, когда другие этого не делают. Будьте готовы уклониться, даже если вы «на главной».

Второй урок: опасности не всегда находятся в вашем поле зрения. Иногда они скрываются позади, в стороне или выше линии взгляда. Поэтому ваша голова должна держаться как на карданном подвесе, поворачиваясь во всех направлениях. Это сделает ваше плавание более безопасным на воде.

Стоя у штурвала, я удерживаю внимание по дуге около 180 градусов (включая периферийное зрение). Так я успеваю замечать препятствия как впереди, так и сверху.

Но… вы уже поняли по предыдущему примеру: быстроходные суда, нагоняющие вас с других сторон «дуги», появляются неожиданно и этим так опасны!

Поэтому вам понадобится штурман. Пусть внимательно смотрит в направлении кормы и громко оповещает капитана о появлении других лодок. И не забывайте о своей ответственности судоводителя: каждые несколько минут сами поглядывайте на корму. Особенно важно это в зонах с интенсивным движением, подходах к пристани и при любом снижении скорости.

Вам может показаться странным мониторинг угроз «с воздуха». Но тот, кто лишился под низким мостом антенны УКВ, это поймёт!

Есть и другие поводы быть внимательным: например, при плавании по узкой реке с нависающими ветвями деревьев. Антенны, удилища на здоровенных таргах и другие высокие элементы катера могут зацепиться за препятствия сверху.

На островах Флорида-Кис рыбаки охотно используют выброшенные судами-креветколовами отходы из траловых сетей. Этот «мусор» служит отличной приманкой для тарпонов** и другой крупной рыбы. Но когда у добывающего судна развернуты креветочные тралы, для небольших рыбацких лодок это серьёзная «угроза сверху».

Рыболовный змей — это ещё один воздушный объект, которого вы не ожидаете. Рыбаки в море нередко используют кайты в сотнях ярдов от лодки или катера. Сами по себе змеи не опасны, а вот лески и такелаж под ними могут ранить членов экипажа или запутаться в выступающих элементах вашего судна.

Итак, команда всегда должна быть настороже и осматривать не только пространство перед лодкой, но и сзади, по сторонам и сверху. Внимательные глаза должны быть повсюду!


* Такой способ ловли с рыболовным змеем активно используют вдоль Атлантического побережья Южной Флориды, а также в Индонезии, Китае, некоторых странах Европы.

Фото с https://www.marlinmag.com


** Атлантический тарпон — культовая крупная рыба. Отличается не только огромными размерами, но и диким нравом при вываживании.

Фото с Pinterest.com

А у вас были случаи, когда вы успешно выходили из опасных ситуаций на воде, связанных с тем, что чего-то не заметили сразу? Наверняка вам есть что рассказать! Будем признательны, если поделитесь с нашими читателями. Что вы думаете про описанную историю? Кто был бы виноват, если бы столкновение на воде произошло? Пишите в комментариях на нашем канале Яндекс.Дзен!