Обрастание корпуса лодок и яхт морскими организмами — с этой проблемой судовладельцы сталкиваются веками.
Ракушки, ракообразные, моллюски, черви, губки, водоросли, крабы, креветки и прочая морская органика не только портят внешний вид судна, но и значительно ухудшают его эксплуатационные характеристики. Потеря скорости из-за обрастания корпусов катеров и яхт составляет 10–15%. Расход топлива увеличивается примерно на 40%.
Кроме того, обрастание может привести к коррозии корпуса и повреждению подводного оборудования, что сокращает срок службы судна.
Как древние моряки и судостроители боролись с биообрастанием
Систематическими исследованиями последствий обрастания наука занялась не так давно. Однако его серьёзность была осознана ещё в глубокой древности. Хотя найдены письменные упоминания об обработке днища кораблей, датируемые V веком до н. э., очевидно, что бороться с этой «заразой» пытались ещё ранее, о чём сохранилось мало информации.
Известно, что предприимчивые греческие торговцы начали использовать свинцовую обшивку ещё в третьем веке до нашей эры.
Мореплаватели в десятом веке для защиты деревянных корпусов применяли различные методы, включая обжиг и покрытие поверхности смолами и воском. А в XVIII веке финикийцы и карфагеняне начали применять медные пластины для обшивки днища судов. Это помогало сокращать обрастание и улучшало эксплуатационные характеристики.
В те времена для доступа к корпусу и его очистки приходилось использовать крайние меры. Например, поднимали весь корабль на 45 градусов в доке, балластировали его, чтобы создать сильный крен на якоре, или намеренно сажали на мель. К счастью, сегодня владельцам судов не нужно подвергать свои суда опасности, чтобы выполнить работу. Но стимул поддерживать корпус в чистоте остаётся прежним.
Современные необрастающие краски
У меди был один, но весьма неприятный недостаток. Она вызывала гальваническую коррозию железных деталей. Так что когда в середине 1800-х годов бронекорпуса стали массово покрывать медью, это стало серьёзной проблемой. Так что медь довольно быстро уступила долю рынка новому классу биоцидных покрытий, содержащих тяжёлые металлы.
Это и были предшественники современных противообрастающих красок, и они требовали тщательного ухода.
Типы антифоулингов
Классические с биоцидами на основе пресловутой меди. При движении судна медьсодержащие покрытия постепенно стираются (как слой мыла) с поверхности корпуса, и в процессе выпускают новые порции токсинов для моллюсков и водорослей. В этом они выигрывают у твёрдых составов на основе эпоксидной смолы.
Жёсткие краски образуют прочную плёнку, которую можно полировать (гладкая поверхность увеличивает скорость судна). Необрастайки из эпоксидной смолы прочнее к истиранию и содержат больше меди. Но постепенно токсины вымываются и разрушаются при контакте с воздухом.
Эродирующие (мягкие) составы — это самополирующиеся краски. В процессе эксплуатации компоненты антифоулинга «смываются» вместе с биоцидными добавками и создают надёжный (потому что он постоянно обновляется!) барьер против прилипания морских организмов. Такая плёнка необрастайки устойчива к агрессивным условиям морской воды, обеспечивая долговечную защиту вашего судна. Это особенно важно для использования в тёплых солёных водах, где подводная часть яхты быстро заселяется водорослями и моллюсками.
Самополирующаяся противообрастающая краска Marine Rocket подходит для нанесения на корпуса (кроме алюминиевых) судов, ходящих со скоростью 60 узлов, а также подводное оборудование. Это делает её универсальным средством защиты находящихся под водой поверхностей и объектов. При нанесении в один слой толщина сухой плёнки составит 100–120 мкм, в два слоя — 200–240 мкм. Эффективность одного слоя краски — один год, двух — три года.
Необрастающая краска — надёжное средство в борьбе с обрастанием корпуса лодок и яхт. Правильное использование и регулярное обновление покрытия гарантируют, что морские путешествия будут проходить гладко и безопасно. Не дайте обрастанию замедлить ваше судно — выбирайте качественные необрастающие краски и отправляйтесь навстречу новым приключениям!