Недостаточно просто установить мощный мотор для лодки или катера, чтобы он стопроцентно реализовал заложенный конструкторами потенциал. Комплект «лодка + мотор» работает эффективно лишь при грамотно подобранном гребном винте. Выбор последнего способен может радикально изменить характеристики комплекта и расход топлива.
Ведь именно винт преобразует крутящий момент в силу, перемещающую судно. Множество моделей пропеллеров с различными характеристиками адаптированы не только для разных моторов, но и для разных корпусов и разных способов эксплуатации.
Обсудим самые важные критерии, которые стоит учесть при выборе лодочного винта.
Зачем менять винт для мотора?
Производитель устанавливает на лодочный мотор винт, который считается оптимальным. Но стандартный пропеллер — далеко не всегда лучший выбор.
Он может либо исходно не соответствовать конкретным условиям эксплуатации либо перестать им соответствовать при изменениях (в лодку посадили дополнительных пассажиров или комплект используется на другом водоёме). После установки двигателя только тестирование покажет, развивает ли мотор рекомендуемые обороты либо потребуется заменить штатный лодочный винт. Количество оборотов определяют не на слух, а ориентируются на показания тахометра.
Ключевые характеристики гребных винтов. Чем они вообще различаются
Базовыми параметрами: посадка и диаметр ступицы
Ступица подходящего винта входит в обойму гребного вала. Её диаметр у разных моторов различается. Винт крепится на вал двумя способами: с помощью шпонки (на моторах малой мощности) или чаще с помощью шплинта и гайки (более распространённая шлицевая посадка).
Важно знать количество шлицев у винта: у разных производителей эти характеристики отличаются. Например, винт для Suzuki 9.9 л. с. оснащён 10 шлицами, для Yamaha, Parsun или Honda такой же аналогичной мощности — 8 шлицами, у Tohatsu/Nissan их 12, а у Hidea и аналогов вообще 7.
Лопастями: конфигурацией и количеством
Если предыдущий параметр не столь очевиден, то лопасти выглядят по-разному: округлённые симметричные (их иногда сравнивают с лопухом) либо саблевидные. Изгибы, желобки, направление от центральной оси — все нюансы очень важны.
На водно-моторных форумах активно обсуждают: какие грузовее, какие скоростнее©, за какие меньше цепляется трава. Что уж говорить про количество лопастей: тема вечных споров — сколько лопастей у самого лучшего винта.
Чаще всего обычно в ходу пропеллеры из 2–5 лопастей. Максимальный КПД дают две лопасти, но их используют там, где нагрузка невысока. Для большинства случаев оптимальны трёхлопастные винты. Четыре лопасти обеспечивают лучший баланс и меньше вибраций, они хороши для крейсерского хода.
Диаметром и шагом винта
Расстояние, которое винт проходит за один оборот в 360 градусов, называется шагом. Реальный всегда меньше теоретического. Шаг подбирают для оптимальной работы мотора в конкретных условиях. Именно поэтому каждый винт для оценки эффективности требуется проверять опытным путём на воде.
Диаметр винта — это размер окружности, описываемой верхними точками лопастей. Чем больше диаметр, тем больше упор. Чем меньше диаметр, тем выше скорость.
Оба параметра измеряются в дюймах.
Главные характеристики обычно выбиты на ступице или лопастях винта в виде маркировки.
Как читать маркировку?
ПРИМЕРЫ
Винт Yamaha: 3x7,1/4x4R A. Цифра в начале означает количество лопастей. Три. 7,1/4 — диаметр (в дюймах), 4 — шаг (в дюймах), R (right) — правого вращения. В случае левого вращения там будет L.
Последняя буква означает тип посадки на вал (количество шлицев).
Винт Suzuki: 3x7-3/8x5-1/3R Принцип тот же: 3 лопасти, 7-3/8 — диаметр; 5-1/3 — шаг. R — направление вращения (right, правый)
Материалом изготовления: сталь, алюминий, композиты
Сталь прочнее, дороже и лучше сохраняет геометрию. На высоких скоростях обеспечивают более высокую эффективность и в целом лучшие гидродинамические характеристики. Им не страшен песок и мелкий абразив. Но лодочные винты из нержавейки дороже и тяжелее, а при основательном столкновении с серьёзным камнем не погасят всю силу удара: достанется редуктору.
Алюминиевый винт — как пластиковый бампер авто. Благодаря своей «мягкосердечности» страдает первым, принимая на себя основную долю ударной нагрузки при встречах с подводными препятствиями. И тем самым защищает более дорогие узлы. Алюминиевые винты лёгкие, прочные. Пожалуй, это самый популярный и доступный выбор.
Композитные материалы не боятся коррозии, но их, в отличие от металлических, невозможно ремонтировать.
Итак, подытожим: для нержавеющих винтов хороши просторные и глубокие акватории; на мелководье, заросшие озёра и реки логичнее взять модели из алюминия.
Как выбрать лучший гребной винт: методика подбора
Изначально необходимо понять, что не устраивает в работе имеющегося лодочного винта. Тахометр, испытания на воде и анализ оборотов помогут понять: правильно ли подобран пропеллер. Если нет перекрута или недокрута, а судно развивает оптимальную скорость, подходящий винт уже установлен.
Другой вопрос, когда меняется что-то в условиях эксплуатации. Например, лодка, на которой владелец рыбачил в одиночку, берёт на борт ещё парочку единомышленников и много дополнительного груза. Или же катер решили использовать в качестве буксировщика ватрушки или вейкборда, а для этого нужна хорошая тяга. (Если бы лодка с мотором могла говорить, она бы объяснила: один и тот же человек в качестве пассажира и в качестве вейкбордиста — это принципиально разные условия).
Вейкбордиста нужно «вытащить», и это возможно лишь при грамотно подобранном комплекте:
Что касается предпочтения брендов: благодаря обилию выбора самих моторов развивается и рынок производства запасных частей, расходников разных ценовых категорий и качества. К примеру, E.Chance, Marine Rocket, Solas, BaekSan подходят для большинства моделей подвесников и стационаров практических всех компаний.
✔️ Гребные винты для любых моторов — по ссылке каталог с огромным выбором лодочных винтов для моторов любой мощности, тактности и производства.
✔️ Помощь в подборе гребных винтов для любых моторов, включая корейские и китайские