Корзина
  1. Главная
  2. «Джетбойл» девятнадцатого века

«Джетбойл» девятнадцатого века


Походный котелок с кашей или ухой над костром — привычный туристический символ. Но на смену романтике прошлого пришли более удобные горелки и плитки. Плюс разнообразие современной посуды.

Однако пытливым умам всегда хочется сделать лучше. В начале 2000 годов американские инженеры взялись за объединение котелка с горелкой. Созданная ими интегрированная система приготовления пищи («integrated stove system») покорила туристов и путешественников лёгкостью, компактностью, высоким КПД. И возможностью готовить на ходу или в небольшой палатке.

В момент появления джетбойл стал прорывом. Имя бренда превратилось в нарицательное, хотя компания давно не монополист в производстве высокотехнологичных «гибридов» горелки с кастрюлей.

А ведь прародитель этого модного девайса верой и правдой служил в куда более серьёзных экспедициях ещё в девятнадцатом веке. Гениальный образец инженерной мысли подарен миру щедрым Фритьофом Нансеном. Этот выдающийся норвежский путешественник, отважный исследователь, талантливый писатель и великий гуманист сконструировал особую печку. Нансен называл её кухонным аппаратом.

В своей книге о легендарном дрейфе корабля и попытке покорения Северного полюса ««Фрам» в полярном море» автор даёт ответ на вопрос «зачем?».

Фритьоф Нансен и «Фрам»

Арктическая жажда считалась неизбежным спутником долгих путешествий по ледяным пустыням. «...То, что мы ничуть не страдали от жажды […] надо в значительной степени приписать нашей замечательной походной кухне», — методично поясняет нобелевский лауреат. Кстати, значительный расход топлива для получения воды всегда был одной из проблем исследователей Крайнего Севера.

Многие считали Нансена сумасшедшим авантюристом. Его доклад в Королевском географическом обществе Великобритании совершенно ошеломил почтенную публику.  До сих пор исследователи полярных областей старались идти ближе к берегу, чтобы сойти на него, если судно окажется зажато льдом. Докладчик, напротив, планировал целенаправленно отдать «Фрам» на милость торосов. Авторитетные британские полярники единодушно раскритиковали выступающего. Если с теоретическими выкладками исследователя многие оказались согласны, относительно практической реализации плана мнение было одно: дерзкая идея невыполнима!

Однако отважного норвежца ожидал успех. Спустя 4 года вызывающая затея завершилась полной победой. Главную роль сыграли тщательность и основательность подготовительных работ, продолжавшиеся около трёх лет.

Начали со строительства специального судна «Фрам» («Вперёд!»). Конечно, одного гордого имени было бы недостаточно. Талантливый Нансен создал очень удачный проект конструкции парусно-моторной шхуны. Длина 39 метров (почти 128 футов), водоизмещение 800-1100 тонн. 

«Фрам» не только выстоял в безумной затее дрейфа по паковым льдам центральной Арктики, но и совершил ещё две экспедиции: арктическую и антарктическую. Деревянная шхуна два с половиной раза обогнула земной шар и прошла более 100 000 км.

Фритьоф Нансен, Отто Свердруп, Руал Амундсен

В 1914 году детище Нансена встало на прикол, а в 1936-ом — стало центральным экспонатом музея «Фрама» в Осло. Посетители сегодня могут подняться на борт и во внутренние помещения заслуженного судна-триумфатора.

Нансен готовил к сложному пути основательно всё: заботился и о правильном провианте (его было заготовлено на 5 лет), и о достойной одежде, и команду из 12 человек подбирал крайне серьёзно. На судне была отличная библиотека.

Фрагмент книги Ф. Нансена ««Фрам» в полярном море»
Параллельно с другими вопросами норвежец исследовал и все аспекты «полярной жажды». Он вычислил: для получения воды лучше использовать не снег, а лёд. Пролежавшие на солнце всё лето льдины потеряли большую часть содержащихся в них солей и дают «…превосходную питьевую воду [...] предрассудок, что опасно пользоваться для питья водой, приготовленной изо льда, в котором осталось хотя бы малейшее количество соли [...] стоил, например, экипажу «Жаннетты» многих ненужных тревог», — пишет автор труда ««Фрам» в полярном море».

Что представлял собой кухонный аппарат? И что нового можно было придумать в многолетней практике приготовления пищи?

Изобретение состояло из ёмкости для приготовления пищи и двух котлов, в которых таял лёд/снег. Керосин в примусе перед сгоранием превращался в газ. Конструкция Нансена позволяла использовать до 93% тепла, выделяемого сгорающим топливом. Такой блестящий результат — «заслуга» использования тепла отходящих газов.
Так был устроен “джетбойл” 19 века

Помимо прочего, эта печка ещё и минимально обогревала палатку!

Двадцати литров первосортного американского керосина «Снежинка» хватило для использования в течение четырёх месяцев. Дважды в день в кухонном аппарате готовили пищу и, кроме того, плавили лёд для получения воды.

Повторимся: Нансен скрупулёзно учитывал все детали и мелочи. Главным предметом санного путешествия в своей книге норвежец называет палатку. По его словам, даже самая тонкая палатка полностью оправдывает незначительное увеличение груза, так как дает уютный приют путешественникам. Походные «домики» для полярников по спецзаказу Нансена были сшиты из прочнейшего шёлка-сырца. Пол был выполнен из плотной парусины; основание четырёхугольные, в центре — шест. Палатка весила чуть более 3 кило и вмещала четырёх человек.

Правда, у этой модели были недостатки: снег, который входящие вносили на ногах, таял. А пол промокал под спящими людьми. Поэтому был разработан ещё один «фасон», без дна. Новая палатка требовала для установки немного больше времени и 16 колышков.

…Отряд за отрядом на север, во мрак и стужу устремлялись отважные путешественники, чтобы принести знания будущим поколениям. Невозможно не проникнуться словами Михаила Мурова из его «Записок полярника»: «…кто хочет увидеть гений человеческий в его благороднейшей борьбе против суеверий и мрака, пусть прочтет историю арктических путешествий, прочтет о людях, которые в те времена, когда зимовка среди полярной ночи грозила верной смертью, все-таки шли с развевающимися знаменами навстречу неведомому. Нигде, пожалуй, знания не покупались ценой больших лишений, бедствий и страданий». 

Ставя лодки на полозья, по суше и по морю, на санях с собачьей тягой по льду; на древних норманнских судах, на неуклюжих английских каравеллах отважные первопроходцы упорно штурмовали страшные льды и расстояния.

После экспедиции Ф. Нансен прекратил участие в подобных походах, зато его опыт и методы выживания во льдах  стали бесценным даром последующим поколениям. Он стал главным консультирующим специалистом по полярным исследованиям в мире.